Общероссийская общественная организация Общество «Знание» России Межрегиональный благотворительный Фонд помощи заключенным Учебно-методическое пособие в помощь членам общественных наблюдательных комиссий при осуществлении общественного контроля за обеспечением прав осужденных, подозреваемых и обвиняемых с ограниченными возможностями, находящихся в местах принудительного содержания
В пособии рассматриваются особенности обеспечения прав граждан с ограниченными возможностями, находящихся в местах принудительного содержания, обращается внимание на их медицинское обеспечение, условия отбывания наказания, получение пенсий и льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации Пособие предназначено для членов общественных наблюдательных комиссий При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 11-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России. Москва 2015 Содержание
I. ПОДГОТОВКА К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПОСЕЩЕНИЯ МЕСТ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ
Подготовка к осуществлению посещения мест принудительного содержания должна включать решение определенных вопросов: 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ 1.1. Выбор направления деятельности места принудительного содержания, которое будет подвергаться контролю (проверке) со стороны членов общественной наблюдательной комиссии. 1.2. Необходимо помнить и о том, что не все члены общественной наблюдательной комиссии имеют юридическое образование, опыт работы с государственными структурами, в том числе в области защиты прав инвалидов, содержащихся в местах принудительного содержания. В этой связи с учетом профессиональной подготовки членов общественной наблюдательной комиссии целесообразно построить работу комиссии по отдельным направлениям.[1] Несмотря на достаточно широкий круг вопросов, подлежащих разрешению членами общественной наблюдательной комиссии, по отдельным критериям можно выделить различные виды направлений: · в зависимости от правового статуса лиц, содержащихся в местах принудительного содержания; · в зависимости от ведомственной принадлежности мест принудительного содержания; · в зависимости от отдельных категорий лиц, содержащихся в местах принудительного содержания (несовершеннолетних, иностранных граждан, инвалидов, женщин, имеющих при себе детей в возрасте до 3 лет и т.д.); · в зависимости от конкретных прав лиц, содержащихся в местах принудительного содержания (медицинское обеспечение, социальное обеспечение, свобода совести и вероисповедания и т д.). 1.3. Каждое направление работы общественной наблюдательной комиссии также должно обеспечиваться информационными, правовыми и организационными ресурсами в зависимости от вида места принудительного содержания. 1.4. Необходимо полно и точно определить задачи для каждого члена общественной наблюдательной комиссии (группы общественной наблюдательной комиссии), при необходимости – специализацию каждого члена группы при посещении мест принудительного содержания. 1.5. Перед посещением мест принудительного содержания необходимо: - изучить законы и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность места принудительного содержания, а также условия и порядок содержания в нём; - познакомиться с критическими и положительными оценками деятельности подразделения, посещение которого предстоит, в том числе с использованием средств массовой информации, Интернета, официальных сайтов ведомств, которым подчинены места принудительного содержания; - определить лиц, с которыми было бы целесообразно встретиться перед посещением подразделения. При проведении таких встреч можно выявить дополнительные направления и объекты проверки; - составить примерный план посещения подразделения, в котором определить основные направления и объекты проверки. 1.6. При посещении места принудительного содержания желательно, чтобы, для удобства работы, члены общественной наблюдательной комиссии имели при себе ручку, бумагу (блокнот), нормативно-правовые акты с учётом специфики направления контроля и ведомственной принадлежности места принудительного содержания[2]. 2. МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ Методы деятельности членов общественной наблюдательной комиссии не должны приводить к конфликтным ситуациям и обострять отношения между администрацией мест принудительного содержания и содержащимися в них лицами. Обеспечение прав и свобод человека требует четкого взаимодействия между членами общественной наблюдательной комиссии, администрацией места принудительного содержания, а также контрольно-надзорными и иными государственными органами. Для этого необходимо установить правила взаимоотношений членов общественной наблюдательной комиссии с лицами, содержащимися в местах принудительного содержания, и сотрудниками соответствующих государственных органов. Члену общественной наблюдательной комиссии при работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осуждёнными, содержащимися в местах принудительного содержания, рекомендуется: 1) иметь представление о специфике взаимоотношений между той или иной категорией лиц, содержащихся в месте принудительного содержания, и администрацией, в том числе о мерах поощрения и взыскания, применяемых в месте принудительного содержания; 2) учитывать неформальные правила и традиции учреждения; 3) не использовать при беседах с лицами, содержащимися в месте принудительного содержания, сленговых выражений, жаргона, нецензурных выражений, интонации унижающей собеседника; 4) чётко придерживаться рамок полномочий в области общественного контроля, цели бесед; 5) выстраивание взаимоотношений с подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными и персоналом должно быть направлено на перспективу дальнейшего взаимодействия с общественной наблюдательной комиссией, сотрудниками места принудительного содержания и пр.; 6) при проведении бесед членами общественной наблюдательной комиссии с сотрудниками места принудительного содержания рекомендуется учитывать особенности личности последнего и условия его работы, прежде всего: - специфику профессии, - факторы экстремальности, - контингент лиц, содержащихся в месте принудительного содержания; 7) при планировании бесед с сотрудниками места принудительного содержания члену общественной наблюдательной комиссии предлагается исходить из понимания: - важности сотрудничества, - корректного и взаимовежливого общения, - определения четких целей и задач встречи, - перспектив сотрудничества. Член общественной наблюдательной комиссии должен занять совещательную позицию, проявлять толерантность и независимость суждений, открытость для дальнейшего совместного сотрудничества. 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Наряду с наличием российских нормативно-правовых и международных документов, членам общественных наблюдательных комиссий полезно иметь подборку книг, посвященных проблематике обеспечения и защиты прав той или иной категории лиц, содержащихся в местах принудительного содержания. Кроме того, значительный объем информации о текущей правоприменительной деятельности различных государственных структур и институтов гражданского общества, в том числе в области соблюдения и защиты прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, размещается на страницах периодических федеральных, региональных и ведомственных изданий. В своей работе член общественной наблюдательной комиссии может руководствоваться информацией, размещенной на официальных сайтах органов государственной власти, министерств и ведомств:
Официальные сайты: Федеральные органы законодательной и исполнительной власти: 1. Президент Российской Федерации: 2. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: http://council.gov.ru/ 3. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: http://www.duma.ru/ 4. Счетная палата Федерального собрания Российской Федерации: http://www.ach.gov.ru/ru/ 5. Правительство Российской Федерации: http://www.government.ru/ Федеральные министерства: 1. Министерство внутренних дел Российской Федерации: http://mvd.ru/ 2. Министерство юстиции Российской Федерации: http://www.minjust.ru/ru/ 3. Министерство иностранных дел Российской Федерации: http://www.mid.ru/ 4. Министерство образования и науки Российской Федерации: http://www.ed.gov.ru/ 5. Министерство здравоохранения Российской Федерации: http://www.rosminzdrav.ru/ 6. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации: http://www.rosmintrud.ru/
Федеральные службы: 1. Федеральная служба безопасности Российской Федерации: http://www.fsb.ru/ 2. Федеральная служба исполнения наказаний: http://www.fsin.su/ 3. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков: http://www.gnk.gov.ru/ 4. Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/ 5. Федеральная служба судебных приставов: http://www.fssprus.ru/
Государственные фонды Российской Федерации: 1. Пенсионный фонд Российской Федерации: http://www.pfrf.ru/ 2. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: http://www.ffoms.ru/ 3. Фонд социального страхования Российской Федерации: http://fss.ru
Учреждения: 1. Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации: http://www.scli.ru/ 2. Российская Национальная Библиотека: http://www.nlr.ru/ 3. Российский федеральный центр судебной экспертизы: http://www.sudexpert.ru/ 4. Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека: http://president-sovet.ru/ 5. Общественная палата Российской Федерации: http://oprf.ru/ 6. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: 7. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации: http://www.rfdeti.ru/predstav/ 8. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: http://www.rfdeti.ru/prerequest.html
Таким образом, для эффективной реализации общественных контрольных полномочий членами общественных наблюдательных комиссий необходимо первоначальное решение следующих общих вопросов: · систематизация и постоянное расширение знаний действующего законодательства, в том числе международных документов, и его тщательное изучение по отдельным направлениям; · систематическая работа с книгами правовой направленности, периодическими изданиями федерального, регионального и ведомственного уровня; · установление и постоянное развитие партнерских отношений с коллегами, как в самой комиссии, так и из других регионов; · создание основ уважения к сотрудникам правоохранительных органов и иным субъектам правоотношений, обеспечение устойчивых тенденций к сотрудничеству, а не к конфликтам; · реализация своего позитивного созидательного потенциала через личное участие, содействие и вклад в решение проблем защиты прав человека, и особенно лиц, находящихся в местах принудительного содержания (исходя из полномочий общественной наблюдательной комиссии); · планирование деятельности, создание условий для адекватной оценки ситуации, не пренебрегая заключениями специалистов, в том числе работающих в соответствующих правоохранительных органах.
II. ПОСЕЩЕНИЕ МЕСТ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ ЧЛЕНАМИ ОБЩЕСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
§1. Общие рекомендации по организации инспекций. Работа по планированию посещения мест принудительного содержания
Основные понятия: Общественный контроль – деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений. (ст. 4 ФЗ от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ) Лица, находящиеся в местах принудительного содержания, – лица, подвергнутые административному задержанию и административному аресту; военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному аресту; лица, задержанные по подозрению в совершении преступления и (или) обвиняемые в совершении преступления, к которым применена мера пресечения в виде заключения под стражу (далее – подозреваемые и (или) обвиняемые); осужденные к лишению свободы. Места принудительного содержания – установленные законом места отбывания административного задержания и административного ареста; места отбывания дисциплинарного ареста; места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности); учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы (далее – учреждения, исполняющие наказания); дисциплинарные воинские части, гауптвахты; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел; учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. (ст. 2 ФЗ от 10.06.2008 № 76-ФЗ (в действ. ред.) «Об общественном контроле за обеспечение прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»)
§2. Общие рекомендации по организации планирования посещения мест принудительного содержания
Периодичность посещения мест принудительного содержания для осуществления общественного контроля членами общественных наблюдательных комиссий определяется в зависимости от планов работы комиссии, поступления жалоб, обращений и различных материалов от содержащихся лиц, их родственников, от государственных структур и негосударственных институтов, опубликования соответствующих нарушений законности в средствах массовой информации, а также при наличии иных сигналов о серьезных нарушениях в деятельности места принудительного содержания. После определения объекта общественного контроля, члены общественной наблюдательной комиссии должны наметить план проведения проверки и посещения места принудительного содержания. Перед составлением плана, членам общественной наблюдательной комиссии необходимо ознакомиться с общей информацией о месте принудительного содержания, его специфики, ведомственной принадлежности, законами и нормативными правовыми актами, регулирующими порядок его деятельности и условиями содержания в нем. Исходя из анализа сложившегося опыта деятельности общественных наблюдательных комиссий, можно выделить следующие рекомендации. В план проверки целесообразно включить: - цели и задачи инспектирования; - наименование места принудительного содержания, которое подлежит посещению; - категорию лиц, обеспечению прав которых посвящено это посещение; - перечень основных вопросов, на которых необходимо сосредоточить внимание (условия содержания, обеспечение определенных прав и законных интересов и т.д.); - перечень основных мероприятий, которые планируется провести в период посещения (осмотр территории и помещений учреждения, посещение камер, карцеров, стационарных отделений, прогулочных двориков, библиотек, столовых, карцеров, помещений для обеспечения личной безопасности лиц, находящихся в местах принудительного содержания и т.д., беседы с лицами, содержащимися в учреждении, по вопросам, входящим в компетенцию работы общественной наблюдательной комиссии, обсуждение с сотрудниками вопросов, связанных с обеспечением законных прав и интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждении, исследование документации учреждения, содержащей информацию по вопросам общественного контроля и т.д.); - сроки проведения посещения; - количество и состав группы, распределение между ними вопросов, подлежащих общественному контролю; - вопросы о возможности или необходимости привлечения к проведению инспектирования специалистов различных профилей (психологов, педагогических работников, сотрудников производственных или медицинских служб ФСИН, МВД, работников пожарного надзора, инспекторов по охране труда и техники безопасности и т.д.)[3]; - перечень предварительных заданий (запросов) конкретным службам по подготовке необходимых справок, сведений и иных материалов и документов; Необходимо учитывать, что в процессе проведения посещения места принудительного содержания могут появиться и дополнительные вопросы, которые скорректируют изначально намеченные планы. При определении объекта общественного контроля необходимо обратить внимание на общую характеристику режима, категорий лиц, содержащихся в нём, практику поощрений и взысканий, традиции деятельности учреждения, и т.д. Важно при планировании посещения учитывать возможность выявления проблем, которые могут мешать функционированию учреждения, в соответствии с его целевым предназначением, но решить которые сама администрация места принудительного содержания не в состоянии ввиду объективных причин. Основной перечень вопросов, включаемых в план посещения, целесообразно разделить на отдельные группы и подгруппы (например, в области реализации права на материально-бытовое обеспечение: оборудование помещений в которых содержатся подозреваемые, обвиняемые, осуждённые, жилых помещений, мест для приема пищи и т.д.), что позволит более эффективно ориентироваться членам рабочей группы при проведении посещения.
§3. Обеспечение прав осужденных инвалидов, отбывающих наказания в виде лишения свободы
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
К инвалидам[4] относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими[5]. Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности (ст. 1 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в действ. ред.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Социальная защита инвалидов[6] – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов – система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения (ст. 2 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в действ. ред.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: Ø восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; Ø профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; Ø социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; Ø физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт. (ст.9 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в действ. ред.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Индивидуальная программа реабилитации инвалида – разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности[7]. Важно! Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами (ст.11 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в действ. ред.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов (ст. 22 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в действ. ред.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Особенности содержания задержанных лиц в территориальных органах МВД РФ
Особенности материально-бытового обеспечения осужденных инвалидов в исправительных учреждениях
Приложение № 1 к Приказу Минюста России от 02.08.2005 № 125
МИНИМАЛЬНАЯ НОРМА питания для осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время[10]
Примечания: 1. По данной норме также обеспечивать: осужденных к лишению свободы, находящихся в колониях-поселениях ФСИН России, а также оставленных в следственных изоляторах ФСИН России для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию; осужденных к лишению свободы при перемещении к месту отбывания наказания под конвоем (сроком свыше 3 суток); осужденных к лишению свободы, содержащихся в одиночных камерах по их просьбе и в иных случаях при возникновении угрозы их личной безопасности. 2. Дополнительно к данной норме выдавать на одного человека в сутки: - осужденным к лишению свободы (лицам обоего пола), занятым на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда: хлеба из смеси муки ржаной обдирной и пшеничной 1 сорта – - осужденным к лишению свободы беременным женщинам и кормящим матерям: хлеба пшеничного из муки 2 сорта – - осужденным к лишению свободы инвалидам I и II групп: масла коровьего – 3. Муку соевую текстурированную беременным женщинам и кормящим матерям не выдавать. 4. Питание детей, находящихся с матерями в исправительных колониях, а также детей, содержащихся в домах ребенка исправительных колоний, осуществляется по нормам питания, установленным для детей, находящихся в домах ребенка системы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. 5. Работающим осужденным, имеющим рост
Приложение № 5 к Приказу Минюста России от 02.08.2005 № 125
МИНИМАЛЬНАЯ НОРМА материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.05.2006 № 275)
Примечание: Дополнительно к данной норме выдавать на одного человека в месяц: а) осужденным к лишению свободы обоего пола, занятым на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, а также больным, находящимся на стационарном лечении в лечебных исправительных учреждениях: хозяйственного мыла – 50 г; б) осужденным к лишению свободы обоего пола, содержащимся в воспитательных колониях, в том числе находящимся на стационарном лечении: хозяйственного мыла – 200 г, а осужденным мужского пола, кроме того, туалетного мыла – 50 г; в) осужденным обоего пола, размещенным в карантинных отделениях исправительных учреждений: хозяйственного мыла – 50 г.
Право инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к информации
Особенности труда и профессионального обучения осужденных инвалидов
Право осужденных инвалидов на образование
Медико-социальная экспертиза и реабилитация осужденных, являющихся инвалидами
Особенности применения мер взыскания к осужденным инвалидам
Особенности подготовки к освобождению осужденных, являющихся инвалидами
§4. Список законов и нормативных правовых актов, регулирующих отношения по обеспечению прав осужденных инвалидов 1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в действ. ред.) – http://www.consultant.ru/popular/uikrf/ 2. Конвенция о правах инвалидов – http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability 3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» – http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=166044&_ga=1.44327852.946535703.1426792922 4. Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции и правах инвалидов» – 5. Постановление правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» – http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=135140 6. Постановление Правительства от 15.10.2001 № 727 (ред. от 25.03.2013) «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду» –http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=144422 7. Постановление Правительства от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» – http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=170378 8. Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 24.05.2013 № 215н «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены» – http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=175239;fld=134;dst=100010;rnd=0.021191606340870417 9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 г. № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программа реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» – 10. Приказ Минтруда России от 22.01.2015 № 35н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации» – http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=175664;div=LAW;dst=100013,0;rnd=0.40918371292982436 11. Приказ Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 57н «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации» – http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=171868;div=LAW;dst=100009,0;rnd=0.08064533153939729 12. Постановление Правительства РФ от 25.09.2007 г. № 608 «О порядке предоставления инвалидам услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу) – http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=143662;div=LAW;dst=10,-1;rnd=0.4435879732802065 13. Приказ Минтруда и социальной защиты РФ от 19.11.2013 № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничения жизнедеятельности» – http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=161450;div=LAW;dst=100013,0;rnd=0.3005629671455451 14. Постановление Минтруда РФ от 08.09.1993 № 150 «О перечне приоритетных профессии рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда». 15. Указание Минсоцзащиты РФ от 02.11.1992 № 1-94-У «О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж» – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16747/#p38 16. Постановление Правительства РФ от 25.12.2006 № 800 (ред. от 03.11.2011) «О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы» – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121455/#p14 17. Приказ Минюста РФ от 01.04.2008 № 80 «Об утверждении примерного положения о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и примерного положения о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы». 18. Приказ Минюста РФ от 30.12.2005 г. № 262 (ред. от 28.01.2008) «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы». 19. Приказ Минтруда и социальной защиты РФ от 29.09.2014 № 664н «О классификациях и критериях используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» – http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=171632&_ga=1.78792604.946535703.1426792922 20. Инструкции о порядке освидетельствования подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях медико-социальной экспертизы», утвержденной Минюстом РФ 23.08.1999 № 18/39-1010 – http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=24851
Приложение № 1
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РЕАБИЛИТАЦИИ И УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ИНВАЛИДУ
( в ред. распоряжения Правительства РФ от 10.09.2014 № 1776-р) (Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р)
Реабилитационные мероприятия
1. Восстановительная терапия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности). 2. Реконструктивная хирургия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности). 3. Санаторно-курортное лечение, предоставляемое при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. 4. Протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов. 5. Обеспечение профессиональной ориентации инвалидов (профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации).
Технические средства реабилитации[14]
6. Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни. 7. Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные. 8. Протезы и ортезы. 9. Ортопедическая обувь. 10. Противопролежневые матрацы и подушки. 11. Приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов. 12. Специальная одежда. 13. Специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения. 14. Собаки-проводники с комплектом снаряжения. 15. Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом. 16. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. 17. Слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления. 18. Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами. 19. Телефонные устройства с текстовым выходом. 20. Голосообразующие аппараты. 21. Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники). 22. Абсорбирующее белье, подгузники. 23. Кресла-стулья с санитарным оснащением.
Услуги
24. Ремонт технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия. 25. Содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (путем выплаты ежегодной денежной компенсации). 26. Предоставление услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу). Приложение № 2
СРОКИ ПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ РЕАБИЛИТАЦИИ, ПРОТЕЗАМИ И ПРОТЕЗНО-ОРТОПЕДИЧЕСКИМИ ИЗДЕЛИЯМИ ДО ИХ ЗАМЕНЫ[15]
(в ред. Приказов Минтруда России от 13.09.2013 № 463н, от 29.12.2014 № 1199н) (Утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. № 215н)
Приложение № 3
(Приложение № 1 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.08.2008 № 379н)
Форма
(наименование федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы) ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА[16],
Карта № _______ к акту освидетельствования № ______ от « ____ » ____________ 20 ____ г. 1. Фамилия, имя, отчество:
2. Дата рождения:
3. Место жительства, при отсутствии места жительства указывается место пребывания, фактического проживания на территории Российской Федерации (указываемое подчеркнуть):
4. Контактные телефоны:
6. Степень ограничения способности к трудовой деятельности:
7. Причина инвалидности:
8. Показания к проведению реабилитационных мероприятий:
9. ИПР разработана впервые, повторно (нужное подчеркнуть) на срок до:
(после предлога «до» указывается первое число месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование, и год, на который назначено очередное переосвидетельствование, либо делается запись «бессрочно») 10. Дата очередного освидетельствования:
11. Дата выдачи ИПР:
Мероприятия медицинской реабилитации
Прогнозируемый результат: восстановление нарушенных функций (полностью, частично); достижение компенсации утраченных функций (полностью, частично) (нужное подчеркнуть). Мероприятия профессиональной реабилитации
Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда
Прогнозируемый результат: адаптация на прежнем рабочем месте; адаптация на прежнем рабочем месте с измененными условиями труда; получение новой профессии (специальности); подбор подходящего рабочего места; создание специального рабочего места (нужное подчеркнуть).
Мероприятия социальной реабилитации
Прогнозируемый результат: достижение способности к самообслуживанию (полное, частичное); восстановление навыков бытовой деятельности (полное, частичное); восстановление социально-средового статуса (полное, частичное) (нужное подчеркнуть). Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP)
Примечание: Во всех таблицах в графах, где указывается срок проведения реабилитационных мероприятий, по соответствующим позициям указываются даты начала и окончания проведения реабилитационного мероприятия либо делается запись «бессрочно»; в графах, где указывается исполнитель проведения реабилитационных мероприятий, по соответствующим позициям указывается исполнитель проведения реабилитационного мероприятия (исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации; территориальный орган социальной защиты населения; государственные учреждения службы занятости населения субъектов Российской Федерации; работодатель; территориальные органы управления здравоохранением, образованием; медицинские, образовательные, реабилитационные организации либо сам инвалид); в графах, содержащих отметку о выполнении или невыполнении реабилитационных мероприятий, по соответствующим позициям делается запись «выполнено» или «не выполнено» указанной в качестве исполнителя организацией, которая заверяется подписью ответственного лица этой организации и печатью.
Заключение о выполнении ИПР Оценка результатов медицинской реабилитации: достигнута компенсация утраченных функций (полная, частичная); восстановлены нарушенные функции (полностью, частично); положительные результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть) и др.
Оценка результатов профессиональной реабилитации: достигнута адаптация на прежнем рабочем месте; адаптация на прежнем рабочем месте с измененными условиями труда; получена новая профессия (специальность); подобрано подходящее рабочее место; создано специальное рабочее место; положительные результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть) и др.
Оценка результатов социальной реабилитации: достигнута способность к самообслуживанию (полная, частичная); восстановлены навыки бытовой деятельности (полностью, частично); восстановлен социально-средовой статус (полностью, частично); положительные результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть) и др.
Оценка ограничений основных категорий жизнедеятельности: достигнуты компенсация (полная, частичная) или устранение ограничений жизнедеятельности; положительные результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть) и д
Особые отметки о реализации ИПР:
(вносятся дополнительные сведения о результатах осуществленных реабилитационных мероприятий) Дата вынесения заключения « ____ » _______________ 20 __ г.
М.П. Приложение № 4
К ОСНАЩЕНИЮ (ОБОРУДОВАНИЮ) СПЕЦИАЛЬНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ С УЧЕТОМ НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ ИХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.11.2013 № 685н)
1. Основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности (далее – Требования) представляют собой совокупность требований технического и технологического характера к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, направленных на создание им условий для выполнения трудовой функции. Требования устанавливаются к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, за исключением оснащения (оборудования) рабочих мест для трудоустройства инвалидов, характер труда которых либо нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности не приводят к необходимости оснащения (оборудования) специальных рабочих мест. Оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов включает в себя подбор, монтаж и эксплуатацию основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования, применение которых позволяет создать условия для выполнения инвалидом его трудовых функций на рабочем месте. 2. Оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем индивидуально для конкретного инвалида, а также для группы инвалидов, имеющих однотипные нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности, и включает в себя следующие этапы: а) анализ потребностей инвалида (группы инвалидов) в оснащении (оборудовании) специального рабочего места на основе сведений, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, программе реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с характером труда инвалида, его трудовыми функциями, технологическими, психологическими и метеорологическими особенностями выполнения трудовых функций на специальном рабочем месте; б) формирование перечня мероприятий, направленных на оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, включая разработку перечня основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования, применение которых обеспечивает реализацию инвалидом его трудовых функций; в) реализация перечня мероприятий, направленных на оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, включая приобретение, монтаж и настройку основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования, применение которых обеспечивает реализацию инвалидом его трудовых функций. Оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов не должно мешать выполнению трудовых функций других работников. 3. Требования применяются в зависимости от характера нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности конкретного инвалида, а также с учетом профессии (должности), характера труда, выполняемых инвалидом трудовых функций и не включают в себя требований по обеспечению безопасных условий и охраны труда, требований доступности зданий и сооружений для инвалидов, а также требований санитарных норм и правил, которые устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов по зрению – слабовидящих с учетом выполняемой трудовой функции предусматривают: а) оснащение (оборудование) специального рабочего места общим и местным освещением, обеспечивающим беспрепятственное нахождение инвалидом по зрению – слабовидящим своего рабочего места и выполнение трудовых функций, видеоувеличителями, лупами; б) в случае, если трудовые функции инвалидов по зрению – слабовидящих предполагают работу с использованием компьютерной техники – оснащение (оборудование) специального рабочего места адаптированными видеодисплеями, программными средствами для контрастирования и укрупнения шрифта с учетом международного стандарта доступности веб-контента и веб-сервисов, принтерами для печати крупным шрифтом. 5. Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов по зрению – слепых с учетом выполняемой трудовой функции предусматривают: а) оснащение (оборудование) специального рабочего места тифлотехническими ориентирами и устройствами, с возможностью использования крупного рельефно-контрастного шрифта и шрифта Брайля, акустическими навигационными средствами, обеспечивающими беспрепятственное нахождение инвалидом по зрению – слепого своего рабочего места и выполнение трудовых функций; б) озвучивание визуальной информации с использованием дополнительных периферийных устройств и электронных тифлотехнических средств функционального назначения, обеспечивающих возможность выполнения работы без зрительного контроля; в) оснащение (оборудование) специального рабочего места средствами для письма рельефно-точечным и плоскопечатным шрифтом, в том числе грифелями, тетрадями и блокнотами для письма рельефно-точечным шрифтом, приборами для письма шрифтом Брайля, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой; г) для рабочего места, предполагающего работу на компьютере, – оснащение специальным компьютерным оборудованием и оргтехникой с возможностью использования крупного рельефно-контрастного шрифта и шрифта Брайля (дисплей Брайля и клавиатура Брайля), озвучивания визуальной информации на экране монитора с использованием специальных аппаратных и программных средств, в том числе адаптированного тактильного дисплея и аудиодисплея (синтезатора речи). 6. Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов по слуху – слабослышащих с учетом выполняемой трудовой функции предусматривают оснащение (оборудование) специального рабочего места звукоусиливающей аппаратурой, телефонами громкоговорящими. 7. Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов по слуху – глухих с учетом выполняемой трудовой функции предусматривают: а) оснащение (оборудование) специального рабочего места визуальными индикаторами, преобразующими звуковые сигналы в световые, речевые сигналы в текстовую бегущую строку, для беспрепятственного нахождения инвалидом по слуху – глухого своего рабочего места и выполнения работы; б) для рабочего места, предполагающего работу на компьютере, – оснащение (оборудование) специального рабочего места визуальными индикаторами, преобразующими звуковые сигналы в световые, речевые сигналы в текстовую бегущую строку. 8. Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов с одновременным нарушением функции зрения и слуха – слепоглухих с учетом выполняемой трудовой функции включают в себя: а) оснащение (оборудование) специального рабочего места тактильными тифлотехническими устройствами для беспрепятственного нахождения инвалидом с одновременным нарушением функции зрения и слуха – слепоглухим своего рабочего места и выполнения работы, электронными тифлотехническими средствами функционального назначения, обеспечивающими возможность выполнения работы без зрительного и слухового контроля; б) для рабочего места, предполагающего работу на компьютере, – оснащение (оборудование) специального рабочего места тифлотехническими устройствами, устройством телетайпной связи, подсоединяемым к брайлевскому дисплею, тифлоорганайзером, с использованием дополнительных периферийных устройств и электронных тифлотехнических средств функционального назначения, обеспечивающими возможность выполнения работы без зрительного и слухового контроля; в) предоставление работодателем по соглашению с работником возможности получения последним услуг тифлосурдопереводчика на специальном рабочем месте. 9. Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата с учетом выполняемой трудовой функции предусматривают: а) оснащение (оборудование) специального рабочего места оборудованием, обеспечивающим реализацию эргономических принципов (максимально удобное для инвалида расположение элементов, составляющих рабочее место), механизмами и устройствами, позволяющими изменять высоту и наклон рабочей поверхности, положение сиденья рабочего стула по высоте и наклону, угол наклона спинки рабочего стула, оснащение специальным сиденьем, обеспечивающим компенсацию усилия при вставании, специальными приспособлениями для управления и обслуживания этого оборудования, а также устройствами для захвата и удержания предметов и деталей, компенсирующими полностью или частично либо замещающими нарушения функций и (или) структур организма, а также ограничения жизнедеятельности инвалидов; б) для рабочего места, предполагающего работу на компьютере, оснащение (оборудование) специального рабочего места специальными механизмами и устройствами, позволяющими изменять высоту и наклон рабочей поверхности, положение сиденья рабочего стула по высоте и наклону, угол наклона спинки рабочего стула, оснащение специальным сиденьем, обеспечивающим компенсацию усилия при вставании, в случае необходимости – специальной клавиатурой, специальной компьютерной мышью различного целевого назначения. 10. Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, с учетом выполняемой трудовой функции предусматривают: а) оснащение (оборудование) специального рабочего места оборудованием, обеспечивающим возможность подъезда к рабочему месту и разворота кресла-коляски. Пространство под элементами оборудования должно создавать условия подъезда и работы на кресле-коляске; б) для рабочего места, предполагающего работу на компьютере, – оснащение (оборудование) специального рабочего места мебелью, пространство под элементами которой должно создавать условия подъезда и работы на кресле-коляске.
Приложение № 5
(Приложение к постановлению Министерства труда Российской Федерации от 8 сентября 1993 г. № 150)[17]
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИОРИТЕТНЫХ ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ, ОВЛАДЕНИЕ КОТОРЫМИ ДАЕТ ИНВАЛИДАМ НАИБОЛЬШУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ БЫТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫМИ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКАХ ТРУДА
Автоматчик игольно-платинных изделий Автоматчик картонажного производства Агент Архивариус Банщик Библиотекарь Бухгалтер Видеотекарь Весовщик Весовщик-счетчик Вышивальщик (ца) <*> Вязальщик схемных жгутов, кабелей и шнуров Гравер <*> Градуировщик Делопроизводитель Декоратор витрин Диспетчер Доводчик-притирщик Дозиметрист Живописец Закройщик Изготовитель <*> Измеритель <*> Инспектор Киномеханик Культорганизатор Ковровщица Кондитер Контролер <*> Концертмейстер Комплектовщик <*> Кружевница Лаборант <*> Лектор (экскурсовод) Литейщик пластмасс Лифтер Маникюрша Медицинская сестра по массажу Медицинский регистратор Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов Наборщик на наборно-печатающих машинах Налоговый инспектор Намотчик <*> Обдирщик алмазов Обработчик <*> Огранщик алмазов в бриллианты Обувщик <*> Озеленитель Оператор акустических испытаний Оператор заправочных станций Оператор теплового пункта Оператор диспетчерской службы Оператор по диспетчерскому обслуживанию лифтов Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин Операционист банка Организатор путешествий Повар Портье Переводчик рисунков Печатник циферблатов Переплетчик (документов) Портной Приемщик заказов Прессовщик изделий из пластмасс Программист Радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры Распределитель работ Распильщик алмазов Резчик <*> Ремонтировщик респираторов и противогазов Ретушер Руководитель кружка (коллектива, секции) Садовник Сборщик <*> Сестра-хозяйка Секретарь (-машинистка) Склейщик-окрасчик очковых оправ из пластмасс Слесарь механосборочных работ Слесарь-сборщик <*> Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике <*> Статистик Станочник жестяно-баночного оборудования Столяр Смотритель музейный Сортировщик <*> Сторож (вахтер) Суфлер Счетовод Таксировщик Топограф Учитель Упаковщик изделий <*> Фасовщица Фильмотекарь Фонотекарь Фототекарь Фотограф Хранитель фондов Художник <*> Цветовод Часовщик <*> Чертежник Чертежник-конструктор Швея Штамповщик Экспедитор Электромонтажник <*> Ювелир <*> Юрист
Примечание. При обучении инвалидов во всех типах учебных заведений должны соблюдаться медицинские указания и противопоказания к приему на обучение и рекомендации ВТЭК. _________________________ <*> - наименования группы профессий [1] Если численность ОНК позволяет формировать группы, то целесообразно осуществлять работу групп по конкретным направлениям. [2] Законы и нормативно-правовые акты, имеющиеся у членов ОНК, должны быть в редакции, учитывающие внесение изменений и дополнений в законодательство. В случае необходимости член ОНК мог бы сослаться на источник права. [3] Возможность или необходимость привлечения специалистов того или иного профиля к решению вопросов по осуществлению инспектирования места принудительного содержания или для решения выявленных проблем в ходе проведения проверки может быть решена, исходя из положений п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 15 ФЗ от № 76 «Об общественном контроле за обеспечение прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». [4] Другое определение инвалида дается в Постановлении Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»: «Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». [5] Конвенция о правах инвалидов / Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability [6] Социальная помощь инвалидам в местах лишения свободы оказывается группой социальной защиты осужденных исправительного учреждения, действующей на основании Приказа Минюста РФ от 30.12.2005 № 262 (ред. от 28.01.2008) «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы». [7] См. Приложение № 3 [8] Порядок компенсации определен в Приказе Минтруда России от 22.01.2015 № 35н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации», а также Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 57н «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации». [9] Приказ ФСИН РФ от 27.07.2006 № 512 не содержит норм, предусматривающих улучшенные жилищно-бытовые условия для инвалидов I и II группы. Обеспечение улучшенными жилищно-бытовыми условиями инвалидов I и II группы имеют, по-видимому, субъективную оценку администрации ИУ и остаются на ее усмотрение. [10] Основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля [11] Порядок предоставления услуг по переводу определяется Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 № 608 «О порядке предоставления инвалидам услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу). [12] Основные требования к оборудованию рабочих мест для инвалидов см. Приказ Минтруда и социальной защиты РФ от 19.11.2013 № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничения жизнедеятельности». [13] Постановление Правительства от 15.10.2001 № 727 (ред. от 25.03.2013) «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду». [14] См. Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 24.05.2013 № 215н «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены». [15] Виды технических средств реабилитации, протезов и протезно-ортопедических изделий могут предоставляться в различных конструктивных исполнениях [16] Далее – ИПР [17] Необходимо заметить, что в связи с тем, что с момента принятия данного Постановления прошло достаточно длительное время и рынок труда претерпел большие изменения. Вполне очевидно, что не все профессии, перечисленные в данном документе, учтены и востребованы в современных условиях. |
ПОМОЩЬ ОСВОБОДИВШИМСЯ И ЗАКЛЮЧЕННЫМ
Наши партнёры ![]() ![]() ![]() |