Общероссийская общественная организация – Общество «ЗНАНИЕ» России»
Межрегиональный благотворительный Фонд помощи заключенным
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
в помощь членам общественных наблюдательных комиссий при осуществлении общественного контроля за обеспечением прав осужденных, неоднократно судимых, отбывающих наказания в учреждениях УИС строгого и особого режимов
В пособии рассматриваются особенности обеспечения прав граждан неоднократно судимых, находящихся в местах принудительного содержания, обращается внимание на их знание положений и требований уголовно-исполнительного законодательства, а также нормативных правовых актов, регламентирующих порядок отбывания наказания.
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 11-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.
Москва 2015
Автор – Попова Елена Эдуардовна кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Международного юридического института, профессор Российской Академии Естествознания, заслуженный работник науки и образования РАЕ.
Рецензенты: Минстер Марина Владиславовна заместитель председателя общественной наблюдательной комиссии Новосибирской области, кандидат юридических наук, Разбирина Любовь Ильинична доцент, преподаватель Новосибирского филиала Томского государственного университета, кандидат юридических наук
В пособии рассматриваются особенности обеспечения прав граждан неоднократно судимых, находящихся в местах принудительного содержания, обращается внимание на их знание положений и требований уголовно-исполнительного законодательства, а также нормативных правовых актов, регламентирующих порядок отбывания наказания.
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 11-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России. Содержание
Социально-правовая характеристика лиц, отбывающих наказания при рецидиве преступлений
Лица, отбывающие наказания при рецидиве преступлений – особая категория осужденных. При изучении личности осужденных были исследованы их различные характеристики, такие как социально-демографические, уголовно-правовые и уголовно-исполнительные. Исследования показывают, что самой многочисленной группой среди данных лиц являются осужденные от 30 до 45 лет (до 65%). Второй по численности возрастной группой являются лица старше 45 лет (до 24%). Самой же малочисленной группой осужденных является возрастной показатель до 30 лет (до 11%). Данные о возрасте осужденных позволяют прийти к выводу о том, что максимального количества осужденных, отбывающих наказания при рецидиве преступлений, имеют достаточно зрелый возраст. Результаты различных исследований в области оценки образовательного уровня показывают, что у отбывающих наказания при рецидиве преступлений, имеющих начальное образование или неполное среднее – 27%; среднее полное общее или среднее специальное образование – до 70% и, наконец, имеющих высшее или незаконченное высшее образование – до 3,5% осужденных. Следующим критерием, характеризующим личность осужденного, является род занятий, который осуществляли данные лица до момента привлечения их к уголовной ответственности. Данные статистики свидетельствуют о том, что максимальное число осужденных на момент совершения преступления не имели определенного занятия и вели паразитический образ жизни – до 72,5%; остальные осужденные на момент совершения преступления занимались низко квалифицированным трудом – около 20% и примерно 8,0% – работали по специальности или учились. Последним, но таким же значимым социально-демографическим аспектом личности осужденных является наличие семьи и фактическое сохранение родственных связей в процессе отбывания осужденными наказаний. Сохранение семьи и иных социально полезных связей для данной категории осужденных имеет большое значение, как в плане обеспечения его правопослушного поведения во время отбывания наказания, так и последующей социальной реабилитации после освобождения. Здесь максимальным показателем является факт отсутствия семьи у осужденных к моменту совершения преступления – до 60%; были разведены в процессе отбывания наказаний – до 18,5% и семья сохранилась только у 21,2% осужденных. Анализ уголовно-правовой характеристики позволяет делать выводы о том, за совершение каких преступлений осуждаются к лишению свободы, каковы размеры наказаний, определяемых судами, какова доля осужденных, освобождающихся условно-досрочно от наказаний из исправительных колоний строгого режима. Проведенный анализ показал, что произошли существенные изменения в соотношении разных групп преступлений, совершенных осужденными при рецидиве преступлений, отбывающими наказания в исправительных колониях. Доминирующими по-прежнему являются две группы преступлений. Это преступления против собственности и преступления против жизни и здоровья. Так, доля осужденных за убийство ст. 105 (107, 108, 109, ч. 4 ст. 111 УК РФ) среди этой категории лиц составляет 22,8%. Остается высокой доля осужденных за имущественные преступления, связанные с насилием. Так, осужденные за разбой составили 9,9%. В последние годы наметилась тенденция к сокращению числа осужденных за изнасилование и хулиганство. Их доля сократилась до 3,7% и 2,6 % соответственно. Противоположная тенденция наблюдается по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков. Доля осужденных за эти преступления увеличилась с 5,9% (1996 год) до 15,6%. Общая структура преступлений, совершенных осужденными, существенно изменилась, что необходимо учитывать в работе с этой категорией осужденных. Для организации работы принципиальное значение имеют более детальные сведения о прошлой преступной деятельности осужденных. В целях получения достаточно полной картины состояния рецидивной преступности среди лиц, отбывающих наказания в ИК, изучены статистические данные, которые показали, что среди лиц, совершивших преступления при рецидиве, 46,4% осуждены к лишению свободы второй раз, а 54,6% имеют три и более судимости. Исследования уголовно-правовой характеристики осужденных, отбывающих наказания при рецидиве преступлений, показывают, что значительная их доля имеет срок наказания от пяти до десяти лет (47,4%). Кроме того, в ИК особого режима 38,8% осужденных имеют срок наказания свыше десяти лет. В практической деятельности осуществлять дифференцированный подход в воспитательной работе можно лишь при знании особенностей социально-правовой характеристики осужденных. Она представляет интерес и для научных, и для практических работников, так как полученные сведения дают возможность выработать рекомендации по наиболее эффективному применению средств исправления осужденных, вносить предложения по изменению законодательства, регулирующего порядок исполнения и отбывания наказаний в виде лишения свободы в исправительных колониях. В работе с лицами, осужденными к лишению свободы, не менее важное значение имеют сведения, касающиеся отбывания наказаний. Данную информацию можно получить при исследовании пенитенциарной характеристики. Из числа лиц, отбывающих наказания при рецидиве преступлений, 62,6% имеют взыскания за нарушения установленного порядка отбывания наказаний. Анализ применения мер дисциплинарных взысканий показывает, что к 60,8% от общего числа наложенных взысканий к указанной категории лиц применяется такой вид взыскания, как водворение в штрафной изолятор. С введением института различных условий отбывания наказаний среди лиц, отбывающих наказания при рецидиве преступлений, количество переведенных в облегченные условия отбывания наказаний не увеличилось и составляет менее 8%, в строгих условиях содержится до 5% и большая часть, свыше 85%, содержится в обычных условиях отбывания наказаний. Исследовав характеристику лиц, отбывающих наказания при рецидиве преступлений, была получена информация об индивидуальных особенностях личности, причинах и условиях, способствующих совершению преступления, а также другие характеризующие данные, которые необходимо учитывать в работе с этой категорией лиц. I. ПОДГОТОВКА К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПОСЕЩЕНИЯ МЕСТ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ
Подготовка к осуществлению посещения мест принудительного содержания должна включать решение определенных вопросов: 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ 1.1. Выбор направления деятельности места принудительного содержания, которое будет подвергаться контролю (проверке) со стороны членов общественной наблюдательной комиссии. 1.2. Необходимо помнить и о том, что не все члены общественной наблюдательной комиссии имеют юридическое образование, опыт работы с государственными структурами, в том числе неоднократно судимыми, содержащимися в местах принудительного содержания. В этой связи с учетом профессиональной подготовки членов общественной наблюдательной комиссии целесообразно построить работу комиссии по отдельным направлениям.[1] Несмотря на достаточно широкий круг вопросов, подлежащих разрешению членами общественной наблюдательной комиссии, по отдельным критериям можно выделить различные виды направлений: · в зависимости от правового статуса лиц, содержащихся в местах принудительного содержания; · в зависимости от ведомственной принадлежности мест принудительного содержания; · в зависимости от отдельных категорий лиц, содержащихся в местах принудительного содержания; · в зависимости от конкретных прав лиц, содержащихся в местах принудительного содержания (медицинское обеспечение, социальное обеспечение, свобода совести и вероисповедания и т д.). 1.3. Каждое направление работы общественной наблюдательной комиссии также должно обеспечиваться информационными, правовыми и организационными ресурсами в зависимости от вида места принудительного содержания. 1.4. Необходимо полно и точно определить задачи для каждого члена общественной наблюдательной комиссии (группы общественной наблюдательной комиссии), при необходимости – специализацию каждого члена группы при посещении мест принудительного содержания. 1.5. Перед посещением мест принудительного содержания необходимо: - изучить законы и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность места принудительного содержания, а также условия и порядок содержания в нём; - познакомиться с критическими и положительными оценками деятельности подразделения, посещение которого предстоит, в том числе с использованием средств массовой информации, Интернета, официальных сайтов ведомств, которым подчинены места принудительного содержания; - определить лиц, с которыми было бы целесообразно встретиться перед посещением подразделения. При проведении таких встреч можно выявить дополнительные направления и объекты проверки; - составить примерный план посещения подразделения, в котором определить основные направления и объекты проверки. 1.6. При посещении места принудительного содержания желательно, чтобы, для удобства работы, члены общественной наблюдательной комиссии имели при себе ручку, бумагу (блокнот), нормативно-правовые акты с учётом специфики направления контроля и ведомственной принадлежности места принудительного содержания[2]. 2. МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ Методы деятельности членов общественной наблюдательной комиссии не должны приводить к конфликтным ситуациям и обострять отношения между администрацией мест принудительного содержания и содержащимися в них лицами. Обеспечение прав и свобод человека требует четкого взаимодействия между членами общественной наблюдательной комиссии, администрацией места принудительного содержания, а также контрольно-надзорными и иными государственными органами. Для этого необходимо установить правила взаимоотношений членов общественной наблюдательной комиссии с лицами, содержащимися в местах принудительного содержания, и сотрудниками соответствующих государственных органов. Члену общественной наблюдательной комиссии при работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осуждёнными, содержащимися в местах принудительного содержания, рекомендуется: а) иметь представление о специфике взаимоотношений между той или иной категорией лиц, содержащихся в месте принудительного содержания, и администрацией, в том числе о мерах поощрения и взыскания, применяемых в месте принудительного содержания; б) учитывать неформальные правила и традиции учреждения; в) не использовать при беседах с лицами, содержащимися в месте принудительного содержания, сленговых выражений, жаргона, нецензурных выражений, интонации, унижающей собеседника; г) чётко придерживаться рамок полномочий в области общественного контроля, цели бесед; д) выстраивание взаимоотношений с подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными и персоналом должно быть направлено на перспективу дальнейшего взаимодействия с общественной наблюдательной комиссией, сотрудниками места принудительного содержания и пр.; е) при проведении бесед членами общественной наблюдательной комиссии с сотрудниками места принудительного содержания рекомендуется учитывать особенности личности последнего и условия его работы, прежде всего: - специфику профессии, - факторы экстремальности, - контингент лиц, содержащихся в месте принудительного содержания; ж) при планировании бесед с сотрудниками места принудительного содержания члену общественной наблюдательной комиссии предлагается исходить из понимания: - важности сотрудничества, - корректного и взаимовежливого общения, - определения четких целей и задач встречи, - перспектив сотрудничества. Член общественной наблюдательной комиссии должен занять совещательную позицию, проявлять толерантность и независимость суждений, открытость для дальнейшего совместного сотрудничества. 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Наряду с наличием российских нормативно-правовых и международных документов, членам общественных наблюдательных комиссий полезно иметь подборку книг, посвященных проблематике обеспечения и защиты прав той или иной категории лиц, содержащихся в местах принудительного содержания. Кроме того, значительный объем информации о текущей правоприменительной деятельности различных государственных структур и институтов гражданского общества, в том числе в области соблюдения и защиты прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, размещается на страницах периодических федеральных, региональных и ведомственных изданий. В своей работе член общественной наблюдательной комиссии может руководствоваться информацией, размещенной на официальных сайтах органов государственной власти, министерств и ведомств:
Официальные сайты:
Федеральные органы законодательной и исполнительной власти: Президент Российской Федерации: http://president.kremlin.ru/ Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: http://council.gov.ru/ Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: http://www.duma.ru/ Счетная палата Федерального собрания Российской Федерации: http://www.ach.gov.ru/ru/ Правительство Российской Федерации: http://www.government.ru/
Федеральные министерства: Министерство внутренних дел Российской Федерации: http://mvd.ru/ Министерство юстиции Российской Федерации: http://www.minjust.ru/ru/ Министерство иностранных дел Российской Федерации: http://www.mid.ru/ Министерство образования и науки Российской Федерации: http://www.ed.gov.ru/ Министерство здравоохранения Российской Федерации: http://www.rosminzdrav.ru/ Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации: http://www.rosmintrud.ru/
Федеральные службы: Федеральная служба безопасности Российской Федерации: http://www.fsb.ru/ Федеральная служба исполнения наказаний: http://www.fsin.su/ Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков: http://www.gnk.gov.ru/ Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/ Федеральная служба судебных приставов: http://www.fssprus.ru/
Государственные фонды Российской Федерации: Пенсионный фонд Российской Федерации: http://www.pfrf.ru/ Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: http://www.ffoms.ru/
Учреждения: Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации: http://www.scli.ru/ Российская Национальная Библиотека: http://www.nlr.ru/ Российский федеральный центр судебной экспертизы: http://www.sudexpert.ru/ Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека: http://president-sovet.ru/ Общественная палата Российской Федерации: http://oprf.ru/ Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации: http://www.rfdeti.ru/predstav/ Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: http://www.rfdeti.ru/prerequest.html
Таким образом, для эффективной реализации общественных контрольных полномочий членами общественных наблюдательных комиссий необходимо первоначальное решение следующих общих вопросов: · систематизация и постоянное расширение знаний действующего законодательства, в том числе международных документов, и его тщательное изучение по отдельным направлениям; · систематическая работа с книгами правовой направленности, периодическими изданиями федерального, регионального и ведомственного уровней; · установление и постоянное развитие партнерских отношений с коллегами, как в самой комиссии, так и из других регионов; · создание основ уважения к сотрудникам правоохранительных органов и иным субъектам правоотношений, обеспечение устойчивых тенденций к сотрудничеству, а не к конфликтам; · реализация своего позитивного созидательного потенциала через личное участие, содействие и вклад в решение проблем защиты прав человека, и особенно лиц, находящихся в местах принудительного содержания (исходя из полномочий общественной наблюдательной комиссии); · планирование деятельности, создание условий для адекватной оценки ситуации, не пренебрегая заключениями специалистов, в том числе работающих в соответствующих правоохранительных органах.
II. ПОСЕЩЕНИЕ МЕСТ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ ЧЛЕНАМИ ОБЩЕСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
§1. Общие рекомендации по организации инспекций. Работа по планированию посещения мест принудительного содержания
Основные понятия: Общественный контроль – деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений. (ст. 4 ФЗ от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ) Лица, находящиеся в местах принудительного содержания, – лица, подвергнутые административному задержанию и административному аресту; военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному аресту; лица, задержанные по подозрению в совершении преступления и (или) обвиняемые в совершении преступления, к которым применена мера пресечения в виде заключения под стражу (далее – подозреваемые и (или) обвиняемые); осужденные к лишению свободы. Места принудительного содержания – установленные законом места отбывания административного задержания и административного ареста; места отбывания дисциплинарного ареста; места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности); учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы (далее – учреждения, исполняющие наказания); дисциплинарные воинские части, гауптвахты; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел; учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. (ст. 2 ФЗ от 10.06.2008 № 76-ФЗ (в действ. ред.) «Об общественном контроле за обеспечение прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»)
§2. Общие рекомендации по организации планирования посещения мест принудительного содержания
Периодичность посещения мест принудительного содержания для осуществления общественного контроля членами общественных наблюдательных комиссий определяется в зависимости от планов работы комиссии, поступления жалоб, обращений и различных материалов от содержащихся лиц, их родственников, от государственных структур и негосударственных институтов, опубликования соответствующих нарушений законности в средствах массовой информации, а также при наличии иных сигналов о серьезных нарушениях в деятельности места принудительного содержания. После определения объекта общественного контроля, члены общественной наблюдательной комиссии должны наметить план проведения проверки и посещения места принудительного содержания. Перед составлением плана, членам общественной наблюдательной комиссии необходимо ознакомиться с общей информацией о месте принудительного содержания, его специфики, ведомственной принадлежности, законами и нормативными правовыми актами, регулирующими порядок его деятельности и условиями содержания в нем. Исходя из анализа сложившегося опыта деятельности общественных наблюдательных комиссий, можно выделить следующие рекомендации. В план проверки целесообразно включить: - цели и задачи инспектирования; - наименование места принудительного содержания, которое подлежит посещению; - категорию лиц, обеспечению прав которых посвящено это посещение; - перечень основных вопросов, на которых необходимо сосредоточить внимание (условия содержания, обеспечение определенных прав и законных интересов и т.д.); - перечень основных мероприятий, которые планируется провести в период посещения (осмотр территории и помещений учреждения, посещение камер, карцеров, стационарных отделений, прогулочных двориков, библиотек, столовых, карцеров, помещений для обеспечения личной безопасности лиц, находящихся в местах принудительного содержания и т.д., беседы с лицами, содержащимися в учреждении, по вопросам, входящим в компетенцию работы общественной наблюдательной комиссии, обсуждение с сотрудниками вопросов, связанных с обеспечением законных прав и интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждении, исследование документации учреждения, содержащей информацию по вопросам общественного контроля и т.д.); - сроки проведения посещения; - количество и состав группы, распределение между ними вопросов, подлежащих общественному контролю; - вопросы о возможности или необходимости привлечения к проведению инспектирования специалистов различных профилей (психологов, педагогических работников, сотрудников производственных или медицинских служб, работников пожарного надзора, инспекторов по охране труда и техники безопасности и т.д.)[3]; - перечень предварительных заданий (запросов) конкретным службам по подготовке необходимых справок, сведений и иных материалов и документов; - планирование формы итогового документа (заключения, рекомендаций и т.п.). Необходимо учитывать, что в процессе проведения посещения места принудительного содержания могут появиться и дополнительные вопросы, которые скорректируют изначально намеченные планы. При определении объекта общественного контроля необходимо обратить внимание на общую характеристику режима, категорий лиц, содержащихся в нём, практику поощрений и взысканий, традиции деятельности учреждения, и т.д. Основной перечень вопросов, включаемых в план посещения, целесообразно разделить на отдельные группы и подгруппы (например, в области реализации права на материально-бытовое обеспечение: оборудование помещений в которых содержатся подозреваемые, обвиняемые, осуждённые, жилых помещений, мест для приема пищи и т.д.), что позволит более эффективно ориентироваться членам рабочей группы при проведении посещения.
§3. Особенности обеспечения прав осужденных, отбывающих наказания при рецидиве преступлений
Общие положения
Понятие рецидива преступлений и виды рецидива Рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление (Простой рецидив). Рецидив преступлений признается опасным: а) при совершении лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два или более раза было осуждено за умышленное преступление средней тяжести к лишению свободы; б) при совершении лицом тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено за тяжкое или особо тяжкое преступление к реальному лишению свободы. Рецидив преступлений признается особо опасным: а) при совершении лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два раза было осуждено за тяжкое преступление к реальному лишению свободы; б) при совершении лицом особо тяжкого преступления, если ранее оно два раза было осуждено за тяжкое преступление или ранее осуждалось за особо тяжкое преступление. (ч. 1, 2, 3 ст. 18 Уголовного кодекса Российской Федерации)
Назначение исправительных колоний и тюрем В соответствии с ч. 2 ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, исправительные колонии (далее – ИК) предназначены для отбывания осуждёнными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. В соответствии с ч. 7 ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, в тюрьмах отбывают наказания осуждённые к лишению свободы на срок свыше 5 лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осуждённые, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказаний, переведённые из исправительных колоний.
В одной исправительной колонии могут создаваться изолированные участки с различными видами режима.
Категории лиц, содержащихся в исправительных колониях 1. В колониях-поселениях отбывают наказания осуждённые к лишению свободы за преступления, совершённые: - по неосторожности; - умышленные преступления небольшой и средней тяжести; - осуждённые, переведённые: ü из исправительных колоний общего режима в колонию-поселение – по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее 1/4 срока наказания; ü из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение – по отбытии осужденными не менее 1/3 срока наказания; осужденными, ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся не отбытой части наказания, – по отбытии не менее 1/2 срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений – по отбытии не менее 2/3 срока наказания (ч. 3 ст. 74 УИК РФ). Важно! Не подлежат переводу в колонию-поселение: Ø осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; Ø осужденные к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок; Ø осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; Ø осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа; Ø осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение (ч. 3 ст. 78 УИК РФ).
2. В исправительных колониях общего режима отбывают наказания: - осуждённые мужчины, кроме перечисленных в ч. 5, 6 и 7 ст. 74 УИК РФ; - осуждённые женщины. 3. В исправительных колониях строгого режима отбывают наказания: - мужчины, впервые осуждённые к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений; - при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осуждённый ранее отбывал лишение свободы. 4. В исправительных колониях особого режима отбывают наказания: - осуждённые мужчины при особо опасном рецидиве преступлений; - осуждённые к пожизненному лишению свободы; - осуждённые, кому смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы (ч. 4, 5, 6 ст. 74 УИК РФ). Режим в исправительных учреждениях – установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осуждённых, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осуждённых и персонала, раздельное содержание разных категорий осуждённых, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказаний (ч. 1 ст. 82 УИК РФ). Отряд осужденных исправительной колонии, воспитательной колонии, лечебного исправительного учреждения, лечебно-профилактического учреждения, тюрьмы и следственного изолятора уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) создается в структуре исправительных учреждений с целью обеспечения управления исправительным процессом, создания необходимых условий для соблюдения прав и законных интересов, обеспечения личной безопасности осужденных, сохранения и поддержания их здоровья, проведения с ними воспитательной, психологической, социальной и иной работы, повышения образовательного, профессионального и культурного уровня, удовлетворения духовных запросов, подготовки к освобождению (п. 5 Положения об отряде осуждённых ИУ (Приказ Минюста России от 30.12.2005 № 259 (в действ. ред.).
Основание для направления осуждённого в ИУ
Порядок направления осужденных в исправительные учреждения
Порядок приема в исправительную колонию или тюрьму
Содержание различных категорий осужденных
ПЕРЕЧЕНЬ вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать (в ред. Приказа Минюста РФ от 12.02.2009 № 39, с изм. от 07.02.2012)
(Приложение № 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 3.11.05 № 205)
1. Предметы, изделия и вещества, изъятые из гражданского оборота. 2. Все виды оружия, боеприпасы. 3. Транспортные средства. 4. Взрывчатые, отравляющие, пожароопасные и радиоактивные вещества, зажигалки. 5. Деньги, ценные вещи. 6. Ценные бумаги, валюта зарубежных стран. 7. Оптические приборы. 8. Наручные и карманные часы (в тюрьмах). 9. Продукты питания, требующие тепловую обработку (кроме чая и кофе, сухого молока, пищевых концентратов быстрого приготовления, не требующих кипячения или варки), продукты домашнего консервирования, дрожжи. 10. Все виды алкогольных напитков, пиво. 11. Духи, одеколон и иные изделия на спиртовой основе. 12. Наркотические средства, психотропные токсические и сильнодействующие вещества, их аналоги и без медицинских показаний лекарственные вещества, предметы медицинского назначения. 13. Электронно-вычислительные машины, пишущие машинки, множительные аппараты и др. оргтехника. 14. Ножи, опасные бритвы, лезвия для безопасных бритв. 15. Колюще-режущие предметы, конструктивно схожие с холодным оружием. 16. Топоры, молотки и другой инструмент. 17. Игральные карты. 18. Фотоаппараты, фотоматериалы, химикаты, кинокамеры, видео-, аудиотехника (кроме телевизионных приемников, радиоприемников), средства связи и комплектующие к ним, обеспечивающие работу. 19. Любые документы (кроме документов установленного образца, удостоверяющих личность осужденного, копий приговоров и определений судов, ответов по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, квитанций на сданные для хранения деньги, вещи, ценности). 20. Топографические карты, компасы, литература по топографии, единоборствам, служебному собаководству, устройству оружия. 21. Военная и другая форменная одежда, принадлежности к ней. 22. Одежда, головные уборы и обувь (за исключением тапочек, спортивных костюмов и спортивной обуви) неустановленных образцов. 23. Цветные карандаши, фломастеры, маркеры, чернила, тушь, шариковые и гелиевые стержни (за исключением синего и черного цветов), краски, копировальная бумага. 24. Порнографические материалы, предметы. 25. Электробытовые приборы (за исключением электробритв, бытовых электрокипятильников заводского исполнения). 26. Вещи и предметы, продукты питания, полученные либо приобретенные в не установленном УИК Российской Федерации и настоящими Правилами порядке.
Примечания: 1. Настоящий перечень распространяется на осужденных, отбывающих наказания в колониях-поселениях, за исключением пунктов 5, 9 (кроме дрожжей), 22, 25. 2. Осужденным, находящимся в помещениях камерного типа, ЕПКТ, в одиночных камерах колоний особого режима, а также переведенным на строгий режим в тюрьмах, не разрешается приобретение и хранение чая, кофе. 3. При переводе в другое учреждение осужденным разрешается брать с собой только личные вещи, продукты питания и предметы, приобретенные ими в установленном порядке. 4. Количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, определяется начальником учреждения, исходя из местных условий и возможностей. Общий вес принадлежащих осужденному вещей и предметов, продуктов питания, включая находящиеся на складе, не может превышать 5. Телевизионные приемники и радиоприемники могут приобретаться только для коллективного пользования и устанавливаться в местах, определенных администрацией. 6. Ношение спортивных костюмов и спортивной обуви разрешается во время спортивно-массовых мероприятий. 7. Перечень продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, может быть ограничен по предписанию санитарно-эпидемиологической службы (п. 7 введен Приказом Минюста РФ от 12.02.2009 № 39).
Особенности обеспечения условий отбывания наказания осуждёнными к лишению свободы при рецидиве преступлений в исправительных учреждениях
§4. Список законов и нормативных правовых актов, регулирующих особенности отбывания наказания осужденными при рецидиве преступлений
1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в действ. ред.) –http://www.consultant.ru/popular/uikrf/ 2. Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» – http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156912 3. Постановление Правительства от 15.10.2001 № 727 (ред. от 25.03.2013) «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду» –http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=144422 4. Указание Минсоцзащиты РФ от 02.11.1992 № 1-94-У «О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж» – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16747/#p38 5. Постановление Правительства РФ от 25.12.2006 № 800 (ред. от 03.11.2011) «О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы» – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121455/#p14 6. Приказ Минюста РФ от 01.04.2008 № 80 «Об утверждении примерного положения о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и примерного положения о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы». 7. Приказ Минюста РФ от 22.08.2014 г. № 179 «Об утверждении порядка создания, функционирования и ликвидации транзитно-пересыльных пунктов при исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы» – http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=168803 8. Приказ Минюста России от 01.12.2005 № 235 (в ред. от 28.06.2013) «Об утверждении инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения» – http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149318 9. Приказ Минюста России от 03.11.2005 № 205 (ред. от 12.02.2009 с изм. от 07.02.2012) «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» – http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=86575 10. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р –http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=130609
Условия отбывания наказаний в исправительных учреждениях (глава 13 Уголовно-исполнительного кодекса РФ)
Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях общего режима (ст. 121 Уголовно-исполнительного кодекса РФ)
Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях строгого режима (ст. 123 Уголовно-исполнительного кодекса РФ)
Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях особого режима (ст. 125 Уголовно-исполнительного кодекса РФ)
Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы (ст. 127 Уголовно-исполнительного кодекса РФ)
Условия отбывания лишения свободы в колониях-поселениях (ст. 129 Уголовно-исполнительного кодекса РФ)
Условия отбывания лишения свободы в тюрьмах (ст. 131 Уголовно-исполнительного кодекса РФ)
Условия отбывания лишения свободы в воспитательных колониях (ст. 133 Уголовно-исполнительного кодекса РФ)
[1] Если численность ОНК позволяет формировать группы, то целесообразно осуществлять работу групп по конкретным направлениям. [2] Законы и нормативно-правовые акты, имеющиеся у членов ОНК, должны быть в редакции, учитывающие внесение изменений и дополнений в законодательство. В случае необходимости член ОНК мог бы сослаться на источник права. [3] Возможность или необходимость привлечения специалистов того или иного профиля к решению вопросов по осуществлению инспектирования места принудительного содержания или для решения выявленных проблем в ходе проведения проверки может быть решена, исходя из положений п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 15 ФЗ от № 76 «Об общественном контроле за обеспечение прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». [4] В СИЗО и тюрьмах численность отряда устанавливается ежегодно территориальным органом ФСИН России (п. 3 Положения об отряде осуждённых ИУ (Приказ Минюста России от 3012.2005 № 259).
[5] При хорошем поведении осужденного и наличии возможности время прогулки может быть увеличено до двух часов. [6] Прогулки осужденных, содержащихся в тюрьме, проводятся покамерно в дневное время на специально оборудованной на открытом воздухе части территории тюрьмы. [7] Осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, по постановлению начальника воспитательной колонии может быть разрешено проживание в общежитии за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации воспитательной колонии. В этом случае им также разрешается: а) пользоваться деньгами; б) носить гражданскую одежду. [8] Запираемых в свободное от учебы или работы время. [9] 6 длительных свиданий в течение года с проживанием за пределами воспитательной колонии. [10] По решению администрации воспитательной колонии длительные свидания могут проходить за пределами воспитательной колонии. |
ПОМОЩЬ ОСВОБОДИВШИМСЯ И ЗАКЛЮЧЕННЫМ
Наши партнёры ![]() ![]() ![]() |