http://znanieros.ru/images/logo.jpg

 

 

 

 

 

Общероссийская общественная организация –

Общество «ЗНАНИЕ» России»

 

Межрегиональный благотворительный Фонд помощи заключенным

 

  

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

в помощь членам общественных наблюдательных комиссий при осуществлении общественного контроля

за обеспечением прав осужденных, неоднократно судимых,  отбывающих наказания в учреждениях УИС   строгого и особого режимов

 

  

В пособии рассматриваются особенности обеспечения прав граждан неоднократно судимых, находящихся в местах принудительного содержания, обращается внимание на их знание положений и требований уголовно-исполнительного законодательства, а также нормативных правовых актов, регламентирующих порядок отбывания наказания.

 

  При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 11-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.

   

Москва 2015

 

 

  

Автор – Попова Елена Эдуардовна

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин,  профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Международного юридического института, профессор Российской Академии Естествознания, заслуженный работник науки и образования РАЕ.

 

Рецензенты:

Минстер Марина Владиславовна

заместитель председателя общественной наблюдательной комиссии

Новосибирской области, кандидат юридических наук,

Разбирина Любовь Ильинична

 доцент, преподаватель Новосибирского филиала Томского  государственного университета, кандидат юридических наук

 

  

В пособии рассматриваются особенности обеспечения прав граждан неоднократно судимых, находящихся в местах принудительного содержания, обращается внимание на их знание положений и требований уголовно-исполнительного законодательства, а также нормативных правовых актов, регламентирующих порядок отбывания наказания.

 

 

 При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 11-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.

Содержание

 

Социально-правовая характеристика лиц, отбывающих наказания при рецидиве преступлений . . . . . . . . .

4

I. Подготовка к осуществлению посещения мест принудительного содержания  . . . . . . . . .

6

II. Посещение мест принудительного содержания членами общественной                 наблюдательной комиссии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

11

§1. Общие рекомендации по организации инспекций. Работа по планированию           посещения мест принудительного содержания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

11

§2. Общие рекомендации по организации планирования посещения мест принудительного содержания  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

13

§3. Особенности обеспечения прав осужденных, отбывающих наказания                          при рецидиве преступлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

15

§4. Список законов и нормативных правовых актов, регулирующих особенности отбывания наказаний осужденными при рецидиве преступлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

28

Условия отбывания наказаний в исправительных учреждениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

30

 

 

 

 

Социально-правовая характеристика лиц,  отбывающих наказания при рецидиве преступлений

 

Лица, отбывающие наказания при рецидиве преступлений – особая категория осужденных. При изучении личности осужденных были исследованы их различные характеристики, такие как социально-демографические, уголовно-правовые и уголовно-исполнительные. Исследования показывают, что самой многочисленной группой среди данных лиц являются осужденные от 30 до 45 лет (до 65%). Второй по численности  возрастной группой являются лица старше 45 лет (до 24%). Самой же малочисленной группой осужденных является возрастной показатель до 30 лет (до 11%). Данные о возрасте осужденных позволяют прийти к выводу о том, что максимального количества осужденных, отбывающих наказания при рецидиве преступлений, имеют достаточно зрелый возраст.

Результаты различных исследований в области оценки образовательного уровня показывают, что у отбывающих наказания при рецидиве преступлений, имеющих начальное образование или неполное среднее – 27%; среднее полное общее или среднее специальное образование – до 70% и, наконец, имеющих высшее или незаконченное высшее образование – до 3,5% осужденных.

Следующим критерием, характеризующим личность осужденного, является род занятий, который осуществляли данные лица до момента привлечения их к уголовной ответственности. Данные статистики свидетельствуют о том, что максимальное число осужденных на момент совершения преступления не имели определенного занятия и вели паразитический образ жизни – до 72,5%; остальные осужденные на момент совершения преступления занимались низко квалифицированным трудом – около 20% и примерно 8,0%  – работали по специальности или учились. 

Последним, но таким же значимым социально-демографическим аспектом личности осужденных является наличие семьи и фактическое сохранение родственных связей в процессе отбывания осужденными наказаний. Сохранение семьи и иных социально полезных связей для данной категории осужденных имеет большое значение, как в плане обеспечения его правопослушного поведения во время отбывания наказания, так и последующей социальной реабилитации после освобождения.

Здесь максимальным показателем является факт отсутствия семьи у осужденных   к моменту совершения преступления – до 60%; были разведены в процессе отбывания наказаний – до 18,5% и семья сохранилась только у 21,2% осужденных.

Анализ уголовно-правовой характеристики позволяет делать выводы о том, за совершение каких преступлений осуждаются к лишению свободы, каковы размеры наказаний, определяемых судами, какова доля осужденных,  освобождающихся условно-досрочно от наказаний из исправительных колоний строгого режима.

Проведенный анализ показал, что произошли существенные изменения в соотношении разных групп преступлений, совершенных осужденными при рецидиве преступлений, отбывающими наказания в исправительных колониях. Доминирующими по-прежнему являются две группы преступлений. Это преступления против собственности и преступления против жизни и здоровья. Так, доля осужденных за убийство ст. 105 (107, 108, 109, ч. 4  ст. 111 УК РФ) среди этой категории лиц составляет 22,8%.

Остается высокой  доля осужденных за имущественные преступления, связанные  с насилием. Так, осужденные за разбой составили 9,9%. В  последние годы наметилась тенденция к сокращению числа осужденных за изнасилование и хулиганство. Их доля сократилась до 3,7% и 2,6 % соответственно. Противоположная тенденция наблюдается по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков. Доля осужденных за эти преступления увеличилась с 5,9%  (1996 год) до 15,6%.

Общая структура преступлений, совершенных осужденными, существенно изменилась, что необходимо учитывать в работе с этой категорией осужденных.

Для организации работы принципиальное значение имеют более детальные сведения о прошлой преступной деятельности осужденных. В целях получения достаточно полной картины состояния рецидивной преступности среди лиц, отбывающих наказания в ИК, изучены статистические данные, которые показали, что среди лиц, совершивших преступления при рецидиве, 46,4% осуждены к лишению свободы второй раз, а 54,6% имеют три и более судимости.

Исследования уголовно-правовой характеристики осужденных, отбывающих наказания при рецидиве преступлений, показывают, что значительная их доля имеет срок  наказания от пяти до десяти лет (47,4%). Кроме того, в ИК особого режима 38,8% осужденных имеют срок наказания свыше десяти лет.

В практической деятельности осуществлять дифференцированный подход  в воспитательной работе можно лишь при знании особенностей социально-правовой характеристики осужденных. Она представляет интерес и для научных, и для практических работников, так как полученные сведения дают возможность выработать рекомендации по наиболее эффективному применению  средств исправления осужденных, вносить предложения по изменению законодательства, регулирующего порядок исполнения и отбывания наказаний в виде лишения свободы в исправительных колониях.

В работе с лицами, осужденными к лишению свободы, не менее важное значение имеют сведения, касающиеся отбывания наказаний. Данную информацию можно получить при исследовании пенитенциарной характеристики.

Из числа лиц, отбывающих наказания при рецидиве преступлений, 62,6% имеют взыскания за нарушения установленного порядка отбывания наказаний. Анализ применения мер дисциплинарных взысканий показывает, что к 60,8% от общего числа наложенных взысканий к указанной категории лиц применяется такой вид взыскания, как водворение  в штрафной изолятор. С введением института различных условий отбывания наказаний среди лиц, отбывающих наказания при рецидиве преступлений, количество переведенных в облегченные условия отбывания наказаний не увеличилось и составляет менее 8%, в строгих условиях содержится до 5% и большая часть, свыше 85%, содержится  в обычных условиях отбывания наказаний.

Исследовав характеристику лиц, отбывающих наказания при рецидиве преступлений, была получена информация об индивидуальных особенностях личности, причинах и условиях, способствующих совершению преступления, а также другие характеризующие данные, которые необходимо учитывать в работе с этой категорией лиц.

I.  ПОДГОТОВКА К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПОСЕЩЕНИЯ  МЕСТ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ

 

Подготовка к осуществлению посещения мест принудительного содержания должна включать решение определенных вопросов:

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ

1.1. Выбор направления деятельности места принудительного содержания, которое будет подвергаться контролю (проверке) со стороны членов общественной наблюдательной комиссии.

1.2. Необходимо помнить и о том, что не все члены общественной наблюдательной комиссии имеют юридическое образование, опыт работы с государственными структурами, в том числе неоднократно судимыми, содержащимися в местах принудительного содержания. В этой связи с учетом профессиональной подготовки членов общественной наблюдательной комиссии целесообразно построить работу комиссии по отдельным направлениям.[1] Несмотря на достаточно широкий круг вопросов, подлежащих разрешению членами общественной наблюдательной комиссии, по отдельным критериям можно выделить различные виды направлений:

·      в зависимости от правового статуса лиц, содержащихся в местах принудительного содержания;

·      в зависимости от ведомственной принадлежности мест принудительного содержания;

·      в зависимости от отдельных категорий лиц, содержащихся в местах принудительного содержания;

·      в зависимости от конкретных прав лиц, содержащихся в местах принудительного содержания (медицинское обеспечение, социальное обеспечение, свобода совести                         и вероисповедания и т д.).

1.3. Каждое направление работы общественной наблюдательной комиссии также должно обеспечиваться информационными, правовыми и организационными ресурсами в зависимости от вида места принудительного содержания.

1.4. Необходимо полно и точно определить задачи для каждого члена общественной наблюдательной комиссии (группы общественной наблюдательной комиссии), при необходимости – специализацию каждого члена группы при посещении мест принудительного содержания.

1.5. Перед посещением мест принудительного содержания необходимо:

-      изучить законы и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность места принудительного содержания, а также условия и порядок содержания в нём;

-      познакомиться с критическими и положительными оценками деятельности подразделения, посещение которого предстоит, в том числе с использованием средств массовой информации, Интернета, официальных сайтов ведомств, которым подчинены места принудительного содержания;

-      определить лиц, с которыми было бы целесообразно встретиться перед посещением подразделения. При проведении таких встреч можно выявить дополнительные направления и объекты проверки;

-      составить примерный план посещения подразделения, в котором определить основные направления и объекты проверки.

1.6. При посещении места принудительного содержания желательно, чтобы, для удобства работы, члены общественной наблюдательной комиссии имели при себе ручку, бумагу (блокнот), нормативно-правовые акты с учётом специфики направления контроля и ведомственной принадлежности места принудительного содержания[2].

2. МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ

Методы деятельности членов общественной наблюдательной комиссии не должны приводить к конфликтным ситуациям и обострять отношения между администрацией мест принудительного содержания и содержащимися в них лицами.

Обеспечение прав и свобод человека требует четкого взаимодействия между членами общественной наблюдательной комиссии, администрацией места принудительного содержания, а также контрольно-надзорными и иными государственными органами. Для этого необходимо установить правила взаимоотношений членов общественной наблюдательной комиссии с лицами, содержащимися в местах принудительного содержания, и сотрудниками соответствующих государственных органов.

Члену общественной наблюдательной комиссии при работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осуждёнными, содержащимися в местах принудительного содержания, рекомендуется:

а)   иметь представление о специфике взаимоотношений между той или иной категорией лиц, содержащихся в месте принудительного содержания, и администрацией, в том числе о мерах поощрения и взыскания, применяемых в месте принудительного содержания;

б)  учитывать неформальные правила и традиции учреждения;

в)   не исполь­зовать при беседах с лицами, содержащимися в месте принудительного содержания, сленговых выражений, жаргона, нецензурных выражений, интонации, унижающей собеседника;

г)   чётко придерживаться рамок полномочий в области общественного контроля, цели бесед;

д)  выстраивание взаимоотношений с подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными  и персоналом должно быть направлено на перспективу дальнейшего взаимодействия                     с общественной наблюдательной комиссией, сотрудниками места принудительного содержания и пр.;

е)   при проведении бесед членами общественной наблюдательной комиссии                         с сотрудниками места принудительного содержания рекомендуется учитывать особенности личности  последнего и условия его работы, прежде всего:

-    специфику профес­сии,

-    факторы экстремальности,

-    контингент лиц, содержащихся в месте принудительного содержания;

ж)   при планировании бесед с сотрудниками места принудительного содержания члену общественной наблюдательной комиссии предлагается исходить из понимания:

-    важности сотрудничества,

-    корректного и взаимовежливого общения,

-    определения четких целей и задач встречи,

-    перспектив сотрудничества.

Член общественной наблюдательной комиссии должен занять совещательную позицию, проявлять толерантность и независимость суждений, открытость для дальнейшего совместного сотрудничества.

3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наряду с наличием российских нормативно-правовых и международных документов, членам общественных наблюдательных комиссий полезно иметь подборку книг, посвященных проблематике обеспечения и защиты прав той или иной категории лиц, содержащихся в местах принудительного содержания.

Кроме того, значительный объем информации о текущей правоприменительной деятельности различных государственных структур и институтов гражданского общества, в том числе в области соблюдения и защиты прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, размещается на страницах периодических федеральных, региональных и ведомственных изданий.

В своей работе член общественной наблюдательной комиссии может руководствоваться информацией, размещенной на официальных сайтах органов государственной власти, министерств и ведомств:

 

Официальные сайты:

 

Федеральные органы законодательной и исполнительной власти:

Президент Российской Федерации: http://president.kremlin.ru/

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: http://council.gov.ru/

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: http://www.duma.ru/

Счетная палата Федерального собрания Российской Федерации: http://www.ach.gov.ru/ru/

Правительство Российской Федерации: http://www.government.ru/

 

Федеральные министерства:

Министерство внутренних дел Российской Федерации: http://mvd.ru/

Министерство юстиции Российской Федерации:  http://www.minjust.ru/ru/

Министерство иностранных дел Российской Федерации: http://www.mid.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации: http://www.ed.gov.ru/

Министерство здравоохранения Российской Федерации: http://www.rosminzdrav.ru/ 

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации: http://www.rosmintrud.ru/

 

Федеральные службы:

Федеральная служба безопасности Российской Федерации: http://www.fsb.ru/

Федеральная служба исполнения наказаний: http://www.fsin.su/

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков: http://www.gnk.gov.ru/

Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/

Федеральная служба судебных приставов: http://www.fssprus.ru/

 

Государственные фонды Российской Федерации:

Пенсионный фонд Российской Федерации: http://www.pfrf.ru/

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: http://www.ffoms.ru/

 

Учреждения:

Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации: http://www.scli.ru/

Российская Национальная Библиотека: http://www.nlr.ru/

Российский федеральный центр судебной экспертизы: http://www.sudexpert.ru/

Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека: http://president-sovet.ru/

Общественная палата Российской Федерации: http://oprf.ru/

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации:

http://ombudsman.gov.ru/

Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации: http://www.rfdeti.ru/predstav/

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: http://www.rfdeti.ru/prerequest.html

 

Таким образом, для эффективной реализации общественных контрольных полномочий членами общественных наблюдательных комиссий необходимо первоначальное решение следующих общих вопросов:

·      систематизация и постоянное расширение знаний действующего законодательства, в том числе международных документов, и его тщательное изучение по отдельным направлениям;

·      систематическая работа с книгами правовой направленности, периодическими изданиями федерального, регионального и ведомственного уровней;

·      установление и постоянное развитие партнерских отношений с коллегами, как                   в самой комиссии, так и из других регионов;

·      создание основ уважения к сотрудникам правоохранительных органов и иным субъектам правоотношений, обеспечение устойчивых тенденций к сотрудничеству, а не                к конфликтам;

·      реализация своего позитивного созидательного потенциала через личное участие, содействие и вклад в решение проблем защиты прав человека, и особенно лиц, находящихся в местах принудительного содержания (исходя из полномочий общественной наблюдательной комиссии);

·      планирование деятельности, создание условий для адекватной оценки ситуации,  не пренебрегая заключениями специалистов, в том числе работающих в соответствующих правоохранительных органах.

 

II. ПОСЕЩЕНИЕ МЕСТ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ ЧЛЕНАМИ ОБЩЕСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

 

§1. Общие рекомендации по организации инспекций.

Работа по планированию посещения мест принудительного содержания

 

Основные понятия:

Общественный контроль – деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа                         и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

(ст. 4 ФЗ от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ)

Лица, находящиеся в местах принудительного содержания, – лица, подвергнутые административному задержанию и административному аресту; военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному аресту; лица, задержанные по подозрению в совершении преступления и (или) обвиняемые в совершении преступления, к которым применена мера пресечения в виде заключения под стражу (далее – подозреваемые и (или) обвиняемые); осужденные к лишению свободы.

Места принудительного содержания – установленные законом места отбывания административного задержания и административного ареста; места отбывания дисциплинарного ареста; места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности); учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы (далее – учреждения, исполняющие наказания); дисциплинарные воинские части, гауптвахты; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел; учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

(ст. 2 ФЗ от 10.06.2008 № 76-ФЗ (в действ. ред.) «Об общественном контроле за обеспечение прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»)

 

 

 

 

 

 

 

 

№№ п/п

Основные положения

Наименование закона или нормативно-правового акта

1.

Принципы осуществления общественного контроля:

ст. 4 ФЗ от 10.06.2008             № 76 «Об общественном контроле за обеспечение прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся               в местах принудительного содержания»;

ст. 6 ФЗ от 21.07.2014                    № 212 «Об основах общественного контроля              в Российской Федерации»

 

 

-     приоритет прав и законных интересов человека и гражданина;

-   добровольность участия в осуществлении общественного контроля;

-   равноправие;

-   объективность, беспристрастность и добросовестность субъектов общественного контроля, достоверность результатов осуществляемого ими общественного контроля;

-   законность деятельности субъектов общественного контроля;

-   публичность и открытость осуществления общественного контроля и общественного обсуждения его результатов;

-   самостоятельность субъектов общественного контроля и их независимость от органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих  в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

-   обязательность рассмотрения органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и орга-низациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, итоговых документов, подготовленных по результатам общественного контроля, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, учет указанными органами и организациями предложений, рекомендаций и выводов, содержащихся в этих документах;

-   многообразие форм общественного контроля;

-   недопустимость необоснованного вмешательства субъектов общественного контроля в деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных           и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и оказания неправомерного воздействия на указанные органы и организации;

-   презумпция добросовестности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов  и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, за деятельностью которых осуществляется общественный контроль;

-    недопустимость вмешательства в сферу деятельности политических партий;

№№ п/п

Основные положения

Наименование закона или нормативно-правового акта

 

-   соблюдение нейтральности субъектами общественного контроля, исключающей возможность влияния решений политических партий на осуществление общественного контроля.

 

2.

Субъекты общественного контроля:

ч. 1 ст. 5 ФЗ от 10.06.2008 № 76  «Об общественном контроле за обеспечение прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся                    в местах принудительного содержания»

 

-   общественные наблюдательные комиссии;

-    члены общественных наблюдательных комиссий.

3.

Задачи общественной наблюдательной комиссии:

ч. 3 ст. 6 ФЗ от 10.06.2008 № 76  «Об общественном контроле за обеспечение прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся                в местах принудительного содержания»

 

 

-   осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в котором образована общественная наблюдательная комиссия;

-   подготовка решений в форме заключений, предложений              и обращений (далее также – решения) по результатам осуществления общественного контроля;

-   содействие сотрудничеству общественных объединений, социально ориентированных некоммерческих организаций, администраций мест принудительного содержания, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих в пределах территории субъекта Российской Федерации полномочия по обеспечению законных прав                      и свобод, а также условий содержания лиц, находящихся                       в местах принудительного содержания.

 

 

§2. Общие рекомендации по организации планирования посещения                                     мест принудительного содержания

 

Периодичность посещения мест принудительного содержания для осуществления общественного контроля членами общественных наблюдательных комиссий  определяется в зависимости от планов работы комиссии, поступления жалоб, обращений и различных материалов от содержащихся лиц, их родственников, от государственных структур            и негосударственных институтов, опубликования соответствующих нарушений законности в средствах массовой информации, а также при наличии иных сигналов о серьезных нарушениях в деятельности места принудительного содержания. 

После определения объекта общественного контроля, члены общественной наблюдательной комиссии должны наметить план проведения проверки и посещения места принудительного содержания. Перед составлением плана, членам общественной наблюдательной комиссии необходимо ознакомиться с общей информацией о месте принудительного содержания, его специфики, ведомственной принадлежности, законами и нормативными правовыми актами, регулирующими порядок его деятельности и условиями содержания в нем.

Исходя из анализа сложившегося опыта деятельности общественных наблюдательных комиссий, можно выделить следующие рекомендации.

В план проверки целесообразно включить:

-      цели и задачи инспектирования;

-      наименование места принудительного содержания, которое подлежит посещению;

-      категорию лиц, обеспечению прав которых посвящено это посещение;

-      перечень основных вопросов, на которых необходимо сосредоточить внимание (условия содержания, обеспечение определенных прав и законных интересов и т.д.);

-      перечень основных мероприятий, которые планируется провести в период посещения (осмотр территории и помещений учреждения, посещение камер, карцеров, стационарных отделений, прогулочных двориков, библиотек, столовых, карцеров, помещений для обеспечения личной безопасности лиц, находящихся в местах принудительного содержания и т.д., беседы с лицами, содержащимися в учреждении, по вопросам, входящим в компетенцию работы общественной наблюдательной комиссии, обсуждение      с сотрудниками вопросов, связанных с обеспечением законных прав и интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждении, исследование документации учреждения, содержащей информацию по вопросам общественного контроля и т.д.);

-      сроки проведения посещения;

-      количество и состав группы, распределение между ними вопросов, подлежащих общественному контролю;

-      вопросы о возможности или необходимости привлечения к проведению инспектирования специалистов различных профилей (психологов, педагогических работников, сотрудников производственных или медицинских служб, работников пожарного надзора, инспекторов по охране труда и техники безопасности и т.д.)[3];

-      перечень предварительных заданий (запросов) конкретным службам по подготовке необходимых справок, сведений и иных материалов и документов;

-      планирование формы итогового документа (заключения, рекомендаций и т.п.).

Необходимо учитывать, что в процессе проведения посещения места принудительного содержания могут появиться и дополнительные вопросы, которые скорректируют изначально намеченные планы. При определении объекта общественного контроля необходимо обратить внимание на общую характеристику режима, категорий лиц, содержащихся в нём, практику поощрений и взысканий, традиции деятельности учреждения, и т.д.

Основной перечень вопросов, включаемых в план посещения, целесообразно разделить на отдельные группы и подгруппы (например, в области реализации права на материально-бытовое обеспечение: оборудование помещений в которых содержатся подозреваемые, обвиняемые, осуждённые, жилых помещений, мест для приема пищи                 и т.д.), что позволит более эффективно ориентироваться членам рабочей группы при проведении посещения.

 

 

§3. Особенности обеспечения прав осужденных,  отбывающих наказания                         при рецидиве преступлений

 

Общие положения

 

Понятие рецидива преступлений и виды рецидива

Рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление (Простой рецидив).

Рецидив преступлений признается опасным:

а) при совершении лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два или более раза было осуждено за умышленное преступление средней тяжести к лишению свободы;

б) при совершении лицом тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено за тяжкое или особо тяжкое преступление к реальному лишению свободы.

Рецидив преступлений признается особо опасным:

а) при совершении лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два раза было осуждено за тяжкое преступление                 к реальному лишению свободы;

б) при совершении лицом особо тяжкого преступления, если ранее оно два раза было осуждено за тяжкое преступление или ранее осуждалось за особо тяжкое преступление.

(ч. 1, 2, 3 ст. 18 Уголовного кодекса Российской Федерации)

 

Назначение исправительных колоний и тюрем

В соответствии с ч. 2 ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, исправительные колонии (далее – ИК) предназначены для отбывания осуждёнными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы.

В соответствии с ч. 7 ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, в тюрьмах отбывают наказания осуждённые к лишению свободы на срок свыше 5 лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осуждённые, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказаний, переведённые из исправительных колоний.

 

Виды исправительных колоний

 

 

 

 

 

 

 

 

В одной исправительной колонии могут создаваться изолированные участки                                        с различными видами режима.

 

Категории лиц, содержащихся в исправительных колониях

1. В колониях-поселениях отбывают наказания осуждённые к лишению свободы за преступления, совершённые:

-      по неосторожности;

-      умышленные преступления небольшой и средней тяжести;

-      осуждённые, переведённые:

ü из исправительных колоний общего режима в колонию-поселение – по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее 1/4 срока наказания;

ü из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение – по отбытии осужденными не менее 1/3 срока наказания; осужденными, ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся не отбытой части наказания, – по отбытии не менее 1/2 срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений – по отбытии не менее 2/3 срока наказания (ч. 3 ст. 74 УИК РФ).

Важно! Не подлежат переводу в колонию-поселение:

Ø осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;

Ø осужденные к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;

Ø осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;

Ø осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа;

Ø осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение (ч. 3 ст. 78 УИК РФ).

 

2.  В исправительных колониях общего режима отбывают наказания:

-      осуждённые мужчины, кроме перечисленных в ч. 5, 6 и 7 ст. 74 УИК РФ;

-      осуждённые женщины.

3. В исправительных колониях строгого режима отбывают наказания:

-      мужчины, впервые осуждённые к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений;

-      при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осуждённый ранее отбывал лишение свободы.

4. В исправительных колониях особого режима отбывают наказания:

-      осуждённые мужчины при особо опасном рецидиве преступлений;

-      осуждённые к пожизненному лишению свободы;

-      осуждённые, кому смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы (ч. 4, 5, 6 ст. 74 УИК РФ).

Режим в исправительных учреждениях – установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию  осуждённых, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осуждённых и персонала, раздельное содержание разных категорий осуждённых, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказаний (ч. 1 ст. 82 УИК РФ).

Отряд осужденных исправительной колонии, воспитательной колонии, лечебного исправительного учреждения, лечебно-профилактического учреждения, тюрьмы                         и следственного изолятора  уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) создается              в структуре исправительных учреждений с целью обеспечения управления исправительным процессом, создания необходимых условий для соблюдения прав и законных интересов, обеспечения личной безопасности осужденных, сохранения и поддержания их здоровья, проведения с ними воспитательной, психологической, социальной и иной работы, повышения образовательного, профессионального и культурного уровня, удовлетворения духовных запросов, подготовки к освобождению (п. 5 Положения об отряде осуждённых ИУ (Приказ Минюста России от 30.12.2005 № 259 (в действ. ред.).

 

Основание для направления осуждённого в ИУ

Категории лиц

Документ, являющийся основанием                для нахождения в ИУ

Норма права

Осуждённые

Вступивший в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы.

ст. 75 УИК РФ

 

 

Порядок направления осужденных в исправительные учреждения

Вид исправительного учреждения

Порядок направления

Норма права

Исправительные колонии всех видов режима

Не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда                  в законную силу

ст. 75 УИК РФ

 

Порядок приема в исправительную колонию или тюрьму

Вид мероприятия

Содержание

Норма права

Прием осуждённых                 в ИУ

Осуществляется комиссионно, с обязательным участием оперативного дежурного (в тюрьме – дежурного помощника начальника тюрьмы), оперативного работника и работника медицинской части учреждения.

п. 3 Правил внутреннего распорядка ИУ                 (Приказ Минюста России                      от 3.11.2005 № 205)

Проведение личного обыска осуждённых

Осужденные подвергаются полному обыску,              а принадлежащие им вещи – досмотру.

п. 5 Правил внутреннего распорядка ИУ                  (Приказ Минюста России от 3.11.2005 № 205)

Размещение осуждённых по прибытии в ИУ

Осуждённые размещаются в карантинном отделении.

п. 6 Правил внутреннего распорядка ИУ            (Приказ Минюста России от 3.11.2005 № 205)

Первичный медицинский осмотр осуждённых

В суточный срок проходят медицинский осмотр, и за ними устанавливается медицинское наблюдение продолжительностью до 15 суток.

п. 6 Правил внутреннего распорядка ИУ              (Приказ Минюста России от 3.11.2005 № 205)

Предоставление информации о своих правах и обязанностях и порядке отбывания наказания в ИУ

В карантинном отделении осужденные знакомятся с порядком и условиями отбывания наказания, со своими правами                и обязанностями, установленными законода-тельством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка ИУ, проходят вводный инструктаж о мерах пожарной безопасности, предупреждаются об ответственности за нарушения установленного порядка отбывания наказания в ИУ.

Осуждённые информируются о предусмот-ренных законодательством Российской Федерации случаях применения физической силы, специальных средств и оружия, а также под расписку уведомляются о применении              в ИУ аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля.

п. 7 Правил внутреннего распорядка ИУ          (Приказ Минюста России от 3.11.2005 № 205)

 

 

Вид мероприятия

Содержание

Норма права

Распределение осуждённых по отрядам (камерам)

Осуществляется комиссионно.

 

п. 8 Правил внутреннего распорядка ИУ                   (Приказ Минюста России от 3.11.2005 № 205);

п.п. 4, 5 Положения об отряде осуждённых ИУ (Приказ Минюста России от 3.11.2005 № 205)

Состав комиссии

Возглавляет комиссию начальник ИУ.

В состав комиссии включаются: представители служб – оперативной, безопасности (в тюрьме – режима и охраны), воспитательной, психологи-ческой, социальной, медицинской, производст-венной и других.

Состав комиссии и ее решение объявляются приказом за подписью начальника учреждения.

п. 8 Правил внутреннего распорядка ИУ                (Приказ Минюста России от 3.11.2005 № 205);

п. 5 Положения об отряде осуждённых ИУ            (Приказ Минюста России от 3.11.2005 № 205)

Количество осуждённых               в отряде

Количество осужденных в отряде устанавли-вается в пределах 50-100 человек в зависимости от вида режима и численности осуждённых,             в воспитательной колонии – 50 человек.[4]

п. 3 Положения об отряде осуждённых ИУ               (Приказ Минюста России от 3.11.2005 № 205)

Осуществление руководство отрядом

Руководство отрядом осуществляет начальник отряда. В воспитательной колонии отрядом руководит старший воспитатель – начальник отряда.

п. 6 Положения об отряде осуждённых ИУ            (Приказ Минюста России от 3012.2005 № 259)

Порядок уведомления родственников осуждённых                о прибытии их в ИУ

Уведомление родственника осуществляется не позднее 10 дней со дня прибытия осужденного в ИУ.

По его письменному заявлению.

Уведомляется один из родственников осужденного по его выбору.

Уведомление направляется с указанием почтового адреса учреждения, перечня вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, основных требований порядка переписки, получения и отправления денежных переводов, предоставления осужденным выездов за пределы ИУ, свиданий, телефонных разговоров.

п. 9 Правил внутреннего распорядка ИУ              (Приказ Минюста России от 3.11.2005 № 205)

Уведомление                      о прибытии

О прибытии осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших

п. 10 Правил внутреннего распорядка ИУ

 

Вид мероприятия

Содержание

Норма права

осуждённых иностранных граждан и лиц без гражданства

до ареста за границей, уведомления, кроме того, направляются в посольства или консульства, представляющие интересы этих лиц в Российской Федерации.

(Приказ Минюста России от 3.11.2005 № 205)

Обращение                            к осуждённым в ИУ

Работники учреждений обращаются к осужден-ным на «Вы» и называют их «осужденный», «осужденная», «гражданин», «гражданка» и по фамилии.

п. 17 Правил внутреннего распорядка ИУ                (Приказ Минюста России от 3.11.2005 № 205)

 

Содержание различных категорий осужденных

Вид мероприятия

Содержание

Норма права

Раздельно содержатся

Лица, впервые осужденные к лишению свободы от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы.

Изолированно от других осужденных содержатся:

-      осужденные при опасном рецидиве,

-      осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;

-      осужденные к пожизненному лишению свободы;

-      осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок

ст. 80 УИК РФ

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается                  иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать                      

(в ред. Приказа Минюста РФ от 12.02.2009 № 39, с изм. от 07.02.2012)

 

(Приложение № 1 к Правилам внутреннего распорядка                                                         исправительных учреждений, утвержденных                                                                               Приказом Минюста России от 3.11.05 № 205)

 

1. Предметы, изделия и вещества, изъятые из гражданского оборота.

2. Все виды оружия, боеприпасы.

3. Транспортные средства.

4. Взрывчатые, отравляющие, пожароопасные и радиоактивные вещества, зажигалки.

5. Деньги, ценные вещи.

6. Ценные бумаги, валюта зарубежных стран.

7. Оптические приборы.

8. Наручные и карманные часы (в тюрьмах).

9. Продукты питания, требующие тепловую обработку (кроме чая и кофе, сухого молока, пищевых концентратов быстрого приготовления, не требующих кипячения или варки), продукты домашнего консервирования, дрожжи.

10. Все виды алкогольных напитков, пиво.

11. Духи, одеколон и иные изделия на спиртовой основе.

12. Наркотические средства, психотропные токсические и сильнодействующие вещества, их аналоги и без медицинских показаний лекарственные вещества, предметы медицинского назначения.

13. Электронно-вычислительные машины, пишущие машинки, множительные аппараты и др. оргтехника.

14. Ножи, опасные бритвы, лезвия для безопасных бритв.

15. Колюще-режущие предметы, конструктивно схожие с холодным оружием.

16. Топоры, молотки и другой инструмент.

17. Игральные карты.

18. Фотоаппараты, фотоматериалы, химикаты, кинокамеры, видео-, аудиотехника (кроме телевизионных приемников, радиоприемников), средства связи и комплектующие к ним, обеспечивающие работу.

19. Любые документы (кроме документов установленного образца, удостоверяющих личность осужденного, копий приговоров и определений судов, ответов по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, квитанций на сданные для хранения деньги, вещи, ценности).

20. Топографические карты, компасы, литература по топографии, единоборствам, служебному собаководству, устройству оружия.

21. Военная и другая форменная одежда, принадлежности к ней.

22. Одежда, головные уборы и обувь (за исключением тапочек, спортивных костюмов и спортивной обуви) неустановленных образцов.

23. Цветные карандаши, фломастеры, маркеры, чернила, тушь, шариковые и гелиевые стержни (за исключением синего и черного цветов), краски, копировальная бумага.

24. Порнографические материалы, предметы.

25. Электробытовые  приборы  (за  исключением  электробритв,  бытовых электрокипятильников заводского исполнения).

26. Вещи и предметы, продукты питания, полученные либо приобретенные в не установленном УИК Российской Федерации и настоящими Правилами порядке.

 

Примечания:

1. Настоящий перечень распространяется на осужденных, отбывающих наказания                   в колониях-поселениях, за исключением пунктов 5, 9 (кроме дрожжей), 22, 25.

2. Осужденным, находящимся в помещениях камерного типа, ЕПКТ, в одиночных камерах колоний особого режима, а также переведенным на строгий режим в тюрьмах, не разрешается приобретение и хранение чая, кофе.

3. При переводе в другое учреждение осужденным разрешается брать с собой только личные вещи, продукты питания и предметы, приобретенные ими в установленном порядке.

4. Количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, определяется начальником учреждения, исходя из местных условий                    и возможностей. Общий вес принадлежащих осужденному вещей и предметов, продуктов питания, включая находящиеся на складе, не может превышать 50 кг.

5. Телевизионные приемники и радиоприемники могут приобретаться только для коллективного пользования и устанавливаться в местах, определенных администрацией.

6. Ношение спортивных костюмов и спортивной обуви разрешается во время спортивно-массовых мероприятий.

7. Перечень продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, может быть ограничен по предписанию санитарно-эпидемиологической службы (п. 7 введен Приказом Минюста РФ от 12.02.2009 № 39).

 

Особенности обеспечения условий отбывания наказания осуждёнными                                    к лишению свободы при рецидиве преступлений в исправительных учреждениях

 

Вид исправительного учреждения

Содержание

Норма права

 

Норма жилой площади на одного осуждённого:

ч. 1 ст. 99 УИК РФ

Исправительные колонии

– не  менее 2 кв. м;

 

 

Тюрьмы

– не менее 2,5 кв. м

 

Исправительные колонии общего, строгого, особого режимов

Виды условий:

1. строгие;

2. обычные;

3. облегченные.

ч. 1 ст. 87 УИК РФ

Тюрьмы

Виды режимов:

1. общий;

2. строгий.

ч. 2 ст. 87 УИК РФ

Приобретение продуктов питания, предметов первой необходимости

Средства, заработанные осужденными в период отбывания наказаний, получаемые ими пенсии          и социальные пособия, могут без ограничения расходоваться на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (ст. ч.2 ст. 88 УИК РФ)

Кроме данных средств, размер средств, разрешенных для расходования, составляет:

Исправительные колонии               строгого режима

Строгие условия:

Место проживания – запираемые помещения.

Размер средств, разрешенных расходовать на приобретение продуктов питания, предметов первой необходимости – 1000 рублей.

ст. 122, 123 УИК РФ

Вид исправительного учреждения

Содержание

Норма права

 

Количество свиданий в течение года – 2 кратко-срочных и 1 длительное.

Количество посылок и передач – 2 посылки или передачи и 2 бандероли.

Ежедневная прогулка – 1,5 часа.

 

Обычные условия:

Место проживания – общежития.

Размер средств, разрешенных расходовать на приобретение продуктов питания, предметов первой необходимости – 2000 рублей.

Количество свиданий в течение года – 3 кратко-срочных и 3 длительных.

Количество посылок и передач – 4 посылки или передачи и 4 бандероли.

Облегченные условия:

Место проживания – общежитие.

Размер средств, разрешенных расходовать на приобретение продуктов питания, предметов первой необходимости – 3000 рублей.

Количество свиданий в течение года – 4 кратко-срочных и 4 длительных.

Количество посылок и передач – 6 посылок или передач и 6 бандеролей.

Исправительные колонии                 особого режима

Строгие условия:

Место проживания – помещения камерного типа.

Размер средств, разрешенных расходовать на приобретение продуктов питания, предметов первой необходимости – 700 рублей.

Количество свиданий в течение года – 2 кратко-срочных.

Количество посылок и передач – 1 посылки или передачи и 1 бандероли.

Ежедневная прогулка – 1,5 часа.

ст. 124, 125 УИК РФ

Обычные условия:

Место проживания – общежитие.

Размер средств, разрешенных расходовать на приобретение продуктов питания, предметов первой необходимости – 1000 рублей.

Количество свиданий в течение года – 2 кратко-срочных и 2 длительных.

Количество посылок и передач – 3 посылки или передачи и 3 бандероли.

 

Вид исправительного учреждения

Содержание

Норма права

 

Облегченные условия:

Место проживания – общежития.

Размер средств, разрешенных расходовать на приобретение продуктов питания, предметов первой необходимости – 2000 рублей.

Количество свиданий в течение года – 3 кратко-срочных и 3 длительных.

Количество посылок и передач – 4 посылки или передачи и 4 бандероли.

 

Исправительные колонии особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы

Место проживания – камеры.

Кол-во осужденных – не более 2-х человек.

ст. 127 УИК РФ

 

Строгие условия:

Размер средств, разрешенных расходовать на приобретение продуктов питания, предметов первой необходимости – 700 рублей.

Количество свиданий в течение года – 2 кратко-срочных.

Количество посылок и передач – 1 посылки или передачи и 1 бандероли.

Ежедневная прогулка – 1,5 часа.

ст. 125 УИК РФ

Обычные условия:

Размер средств, разрешенных расходовать на приобретение продуктов питания, предметов первой необходимости – 1000 рублей.

Количество свиданий в течение года – 2 кратко-срочных и 2 длительных.

Количество посылок и передач – 3 посылки или передачи и 3 бандероли.

Ежедневная прогулка – 1,5 часа.

Облегченные условия:

Размер средств, разрешенных расходовать на приобретение продуктов питания, предметов первой необходимости – 2000 рублей.

Количество свиданий в течение года – 3 кратко-срочных и 3 длительных.

Количество посылок и передач – 4 посылки или передачи и 4 бандероли.

Ежедневная прогулка – 1,5 часа.

Важно! По просьбе осужденных и в иных необходимых случаях по постановлению начальника исправительной колонии при возникновении угрозы личной безопасности осужденных они могут содержаться в одиночных камерах (ч. 1 ст. 127 УИК РФ).

 

Вид исправительного учреждения

Содержание

Норма права

Важно! Помещения, в которых проживают осужденные, отбывающие наказания в строгих условиях, оборудуются полным комплексом коммунально-бытовых объектов с обеспечением изоляции содержащихся в них лиц от осужденных, отбывающих наказания в других условиях.

Лица, обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах              и на курсах профтехподготовки, в период пребывания в строгих условиях отбывания наказаний исправительных колоний на занятия не выводятся. Им предоставляется возможность самостоятельной учебы и консультаций с преподавателями.

Культурно-массовые мероприятия с осужденными проводятся в пределах помещений, в которых они проживают. Пользование библиотекой и магазином обеспечивается в условиях изоляции от других осужденных.

Трудоиспользование, прием пищи, медицинский осмотр, санитарная обработка, амбулаторное лечение осужденных организуются отдельно от осужденных, отбывающих наказания в других условиях содержания (п. 144-147 Правил внутреннего распорядка ИУ (Приказ Минюста РФ от 03.11.2005 № 205 (в ред. от 12.09.2009, с изм. от 07.02.2012).

Тюрьмы

Место проживания – запираемые общие камеры

ст. 130, 131 УИК РФ

Общий режим:

Размер средств, разрешенных расходовать на приобретение продуктов питания, предметов первой необходимости – 800 рублей.

Количество свиданий в течение года – 2 кратко-срочных и 2 длительных.

Количество посылок и передач – 2 посылки или передачи и 2 бандероли.

Ежедневная прогулка – 1,5 часа.

Строгий режим:

Размер средств, разрешенных расходовать на приобретение продуктов питания, предметов первой необходимости – 600 рублей.

Количество свиданий в течение года – 2 кратко-срочных.

Количество посылок и передач – 1 посылки или передачи и 1 бандероли.

Ежедневная прогулка – 1 час.

Важно! Посылки, передачи и бандероли с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, получаемыми осужденными в соответствии с медицинским заключением, не включаются в количество посылок, передач и бандеролей (ст. 90 УИК РФ).

 

 

 

 

 

Вид мероприятия

Содержание

Норма права

Проверка наличия осужденных

В штрафных изоляторах, помещениях камерного типа колоний, единых помещениях камерного типа, в тюрьмах – проводятся покамерно.

В строгих условиях, содержащихся в безопасных местах, пользующихся правом передвижения без конвоя и освобожденных из-под стражи под надзор администрации ИУ, – в местах их проживания.

п. 36 правил внут-реннего распорядка исправительных учреждений  (Приказ Минюста РФ от 03.11.2005                    № 205 (в ред. от 12.09.2009, с изм.        от 07.02.2012)

Продолжительность, предоставляемых свиданий

Краткосрочные – 4 часа.

Длительные – 3 суток на территории ИУ.

Длительные – 5 суток за пределами ИУ.

ст. 89 УИК РФ

Телефонные разговоры

Продолжительность разговора не превышает                   15 минут.

Осужденным, находящимся в строгих условиях отбывания наказания, а также отбывающим меру взыскания в штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах, телефонный разговор может быть разрешен лишь при исключительных личных обстоятельствах.

ч. 1, ч. 3 ст. 92 УИК РФ

Просмотр осужденными кинофильмов

Осужденным к лишению свободы, кроме отбывающих наказания в тюрьме, а также осужденным, переведенным в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, демонстрируются кинофильмы и видеофильмы не реже одного раза в неделю.

ч. 1 ст. 94 УИК РФ

Просмотр телепередач

Осужденным, кроме переведенных в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, разрешается просмотр телепередач в свободные            от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха.

ч. 2 ст. 94 УИК РФ

Порядок передвижения осужденных в ИУ

Передвижение групп осужденных по территории колонии осуществляется строем.

В личное время осужденные могут передвигаться вне строя в пределах изолированного участка, определенного администрацией учреждения, а по остальной части территории ИУ – с разрешения представителей администрации.

Передвижение осужденных, отбывающих наказания в строгих условиях, за пределами запираемых помещений осуществляется только в сопровождении представителей администрации.

п.п. 38, 39, 40 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (Приказ Минюста РФ от 03.11.2005             № 205 (в ред.               от 12.09.2009, с изм. от 07.02.2012)

 

Вид мероприятия

Содержание

Норма права

Условия и порядок передвижения осужденных                        без конвоя и сопровождения

Не допускается передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения:

-     осужденных при особо опасном рецидиве преступлений;

-     осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;

-        осужденных к пожизненному лишению свободы;

-     осужденных, находящихся в данном исправительном учреждении менее шести месяцев;

-     осужденных, имеющих неснятые или непогашенные взыскания;

-     осужденных за совершение особо тяжких преступлений;

-     осужденных, находящихся в строгих условиях содержания;

-     осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания;

-     осужденных, больных открытой формой туберкулеза;

-     осужденных, не прошедших полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании;

-     ВИЧ-инфицированных осужденных;

-     осужденных, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

ч. 2 ст. 96 УИК РФ

Выезды осужденных за пределы ИУ

Краткосрочные – до 7 суток.

Длительные – на время ежегодно оплачиваемого отпуска.

ч. 1 ст. 97 УИК РФ

Категории осужденных,                        кому не разрешен выезд за пределы ИУ

-     осужденным при особо опасном рецидиве преступлений;

-     осужденным, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;

-        осужденным к пожизненному лишению свободы;

-     осужденным, больным открытой формой туберкулеза;

-     осужденным, не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании;

-     ВИЧ-инфицированным осужденным, а также              в случаях проведения противоэпидемических мероприятий.

ч. 2 ст. 97 УИК РФ

Особенности размещения и условия содержания в ЛПУ

Раздельное размещение

Изолированно от других категорий осужденных содержатся:

-     только мужчины, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;

п. 131 Правил внут-реннего распорядка исправительных учреждений

Вид мероприятия

Содержание

Норма права

 

-     осужденные к пожизненному лишению свободы;

-     осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы;

-     осужденные к отбыванию лишения свободы                  в тюрьме.

(Приказ Минюста РФ от 03.11.2005            № 205 (в ред. от 12.09.2009, с изм.  от 07.02.2012)

Условия содержания

В специально выделенных и оборудованных по тюремному типу палатах.

Особенности зачета срока дисциплинарного взыскания

Не засчитываются в срок отбывания меры взыскания время нахождения в ЛПУ осужденным, переведенным:

-     из штрафных изоляторов;

-     из помещений камерного типа колоний общего, строгого режимов;

-     из ЕПКТ;

-     из одиночных камер колоний особого режима;

-     со строгого режима в тюрьмах в связи с симуля-цией болезни.

п. 135 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (Приказ Минюста РФ от 03.11.2005             № 205 (в ред.               от 12.09.2009, с изм. от 07.02.2012)

 

 

§4. Список законов и нормативных правовых актов, регулирующих особенности отбывания наказания осужденными при рецидиве преступлений

 

1.     Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в действ. ред.) –http://www.consultant.ru/popular/uikrf/

2.     Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» –

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156912

3.     Постановление Правительства от 15.10.2001 № 727 (ред. от 25.03.2013) «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду» –http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=144422

4.     Указание Минсоцзащиты РФ от 02.11.1992 № 1-94-У «О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж» –

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16747/#p38

5.     Постановление Правительства РФ от 25.12.2006 № 800 (ред. от 03.11.2011) «О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы» –

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121455/#p14

6.     Приказ Минюста РФ от 01.04.2008 № 80 «Об утверждении примерного  положения                о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и примерного положения о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы».

7.     Приказ Минюста РФ от 22.08.2014 г. № 179 «Об утверждении порядка создания, функционирования и ликвидации транзитно-пересыльных пунктов при исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы» – http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=168803

8.     Приказ Минюста России от 01.12.2005 № 235 (в ред. от 28.06.2013) «Об утверждении инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические                    и лечебные исправительные учреждения» –

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149318

9.     Приказ Минюста России от 03.11.2005 № 205 (ред. от 12.02.2009 с изм. от 07.02.2012) «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» – http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=86575

10. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации                  до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р –http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=130609

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия отбывания наказаний в исправительных учреждениях

(глава 13 Уголовно-исполнительного кодекса РФ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Осужденным к лишению свободы разрешены:

Статьи УИК РФ

Ø приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости;

ст. 88

Ø свидания;

ст. 89

Ø получение посылок, передач и бандеролей;

ст. 90

Ø переписка, переводы денежных средств;

ст. 91

Ø телефонные разговоры;

ст. 92

Ø прогулки;

ст. 93

Ø просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач;

ст. 94

Ø приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей;

ст. 95

Ø передвижение без конвоя или сопровождения;

ст. 96

Ø выезды за пределы исправительных учреждений.

ст. 97

 

Осужденные к лишению свободы имеют право на:

Статьи УИК РФ

Ø обязательное государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение;

ст. 98

Ø материально-бытовое обеспечение;

ст. 99

Ø особенности материально-бытового обеспечения осужденных беременных женщин, осужденных кормящих матерей и осужденных женщин, имеющих детей;

ст. 100

Ø медико-санитарное обеспечение.

ст. 101

 

В случае причинения во время отбывания наказания материального ущерба государству или физическим и юридическим лицам осужденные    к лишению свободы несут материальную ответственность.

ст. 102

 

 

 

 

 

 

 

Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях общего режима

(ст. 121 Уголовно-исполнительного кодекса РФ)

 

Условия отбывания наказания

облегченные

обычные

строгие

Осужденные проживают в:

общежитиях

запираемых помещениях

Осужденным разрешается:

 

а)     ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания             и предметов первой необходимости помимо средств, заработанных                в период отбывания наказания,                а также получаемых пенсий                    и социальных пособий, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере

без ограничения

3000 рублей

2000 рублей

б)    иметь краткосрочных свиданий и длительных свидания в течение года

6/6

6/4

2/2

в)     получать посылок или передач          и бандеролей в течение года

12/12

6/6

3/3

г)     пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью                (в часах)

1,5

 

Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, в целях успешной социальной адаптации могут быть по постановлению начальника исправительной колонии за шесть месяцев до окончания срока наказания освобождены из-под стражи.                В этом случае осужденным разрешается проживать и работать под надзором администрации исправительного учреждения за пределами исправительной колонии. Они могут содержаться совместно с осужденными, которым предоставлено право передвижения без конвоя или сопровождения.

Осужденным женщинам может быть разрешено проживание за пределами исправительной колонии совместно с семьей или детьми на арендованной или собственной жилой площади.

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях строгого режима

(ст. 123 Уголовно-исполнительного кодекса РФ)

 

Условия отбывания наказания

облегченные

обычные

строгие

Осужденные проживают в:

общежитиях

запираемых помещениях

Осужденным разрешается:

 

а)     ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания             и предметов первой необходимости помимо средств, заработанных              в период отбывания наказания,               а также получаемых пенсий                        и социальных пособий, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере

3000 рублей

2000 рублей

1000 рублей

б)    иметь краткосрочных свиданий и длительных свидания в течение года

4/4

3/3

2/1

в)     получать посылок или передач      и бандеролей в течение года

6/6

4/4

2/2

г)     пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью             (в часах)

1,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях особого режима

(ст. 125 Уголовно-исполнительного кодекса РФ)

 

Условия отбывания наказания

облегченные

обычные

строгие

Осужденные проживают в:

общежитиях

помещениях камерного типа

Осужденным разрешается:

 

а)     ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания               и предметов первой необходимости помимо средств, заработанных                  в период отбывания наказания,                   а также получаемых пенсий                    и социальных пособий, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере                      (в минимальных размерах оплаты труда)

2000 рублей

1000 рублей

700 рублей

б)    иметь краткосрочных свиданий и длительных свидания в течение года

3/3

2/2

2/0

в)     получать посылок или передач                 и бандеролей в течение года

4/4

3/3

1/1

г)     пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью          (в часах)

1,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы

(ст. 127 Уголовно-исполнительного кодекса РФ)

 

Условия отбывания наказания

Облегченные

По отбытии не менее 10 лет в обычных условиях отбывания наказания осужденные могут быть переведены                в облегченные условия

Обычные

Перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные условия отбывания наказания производится              по отбытии не менее 10 лет в строгих условиях

Строгие

В строгие условия отбывания наказания помещаются все осужденные по прибытии в исправительную колонию особого режима

 

Осужденным разрешается:

Осужденные к пожизненному лишению свободы размещаются в камерах, как правило, не более чем                  по два человека

а)     ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, заработанных             в период отбывания наказания,              а также получаемых пенсий                  и социальных пособий, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере

2000 рублей

1000 рублей

700 рублей

б)    иметь краткосрочных свиданий и длительных свидания в течение года

3/3

2/2

2/0

в)     получать посылок или передач и бандеролей в течение года

4/4

3/3

1/1

Осужденные имеют право на ежедневную прогулку продолжительностью

полтора часа[5]

 

 

 

 

 

 

Условия отбывания лишения свободы в колониях-поселениях

(ст. 129 Уголовно-исполнительного кодекса РФ)

 

Условия отбывания наказания

В колониях-поселениях осужденные к лишению свободы:

·     содержатся без охраны, но под надзором администрации колонии-поселения;

·     в часы от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения в пределах колонии-поселения;

·     с разрешения администрации колонии-поселения могут передвигаться без надзора вне колонии-поселения, но в пределах территории муниципального образования, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы либо в связи с обучением;

·     могут носить гражданскую одежду;

·     могут иметь при себе деньги и ценные вещи;

·     пользуются деньгами без ограничения;

·     получают посылки, передачи и бандероли;

·     могут иметь свидания без ограничения их количества;

·     проживают, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях. Осужденным, не допускающим нарушений установленного порядка отбывания наказания и имеющим семьи, по постановлению начальника колонии-поселения может быть разрешено проживание со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади на территории колонии-поселения или муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение;

·     имеют документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного. Паспорт и другие личные документы осужденных хранятся в их личных делах.

Осужденным разрешается заочно обучаться в образовательных учреждениях высшего                     и среднего профессионального образования, расположенных в пределах территории соответствующего муниципального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия отбывания лишения свободы в тюрьмах

(ст. 131 Уголовно-исполнительного кодекса РФ)

 

Режимы отбывания наказания

общий

строгий

Осужденные к лишению свободы содержатся:

в запираемых общих камерах.                       В необходимых случаях по мотивированному постановлению начальника тюрьмы и с согласия прокурора осужденные могут содержаться в одиночных камерах.

Осужденным разрешается:

 

а)     ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, заработанных           в период отбывания наказания, а также получаемых пенсий и социальных пособий, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере

800 рублей

600 рублей

б)    иметь краткосрочных свиданий и длительных свидания в течение года

2/2

2/0

в)     получать посылок или передач и бандеролей                  в течение года

2/2

1/1

г)     пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью (в часах)[6]

1,5

1

 

Прогулка осужденного может быть досрочно прекращена в случае нарушения им установленных правил внутреннего распорядка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия отбывания лишения свободы в воспитательных колониях

(ст. 133 Уголовно-исполнительного кодекса РФ)

 

 

Условия отбывания наказания

льготные[7]

облегченные

обычные

строгие

Осужденные проживают в:

общежитиях

изолирован-ных жилых помещениях[8]

а)     ежемесячно расходовать               на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, заработанных в период отбывания наказания, а также получаемых пенсий             и социальных пособий, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере

без ограничения

6000 руб.

4000 руб.

3000 руб.

б)    иметь краткосрочных свиданий и длительных свидания в течение года

без ограничения количества/6[9]

12/4[10]

8/4

6/–

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Если численность ОНК позволяет формировать группы, то целесообразно осуществлять работу групп по конкретным направлениям.

[2] Законы и нормативно-правовые акты, имеющиеся у членов ОНК, должны быть в редакции, учитывающие внесение изменений и дополнений в законодательство. В случае необходимости член ОНК мог бы сослаться на источник права.

[3] Возможность или необходимость привлечения специалистов того или иного профиля к решению вопросов по осуществлению инспектирования места принудительного содержания или для решения выявленных проблем в ходе проведения проверки может быть решена, исходя из положений п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 15 ФЗ от № 76 «Об общественном контроле за обеспечение прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся                     в местах принудительного содержания».

[4] В СИЗО и тюрьмах численность отряда устанавливается ежегодно территориальным органом ФСИН России               (п. 3 Положения об отряде осуждённых ИУ (Приказ Минюста России от 3012.2005 № 259).

 

[5] При хорошем поведении осужденного и наличии возможности время прогулки может быть увеличено до двух часов.

[6] Прогулки осужденных, содержащихся в тюрьме, проводятся покамерно в дневное время на специально оборудованной на открытом воздухе части территории тюрьмы.

[7] Осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, по постановлению начальника воспитательной колонии может быть разрешено проживание в общежитии за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации воспитательной колонии. В этом случае им также разрешается:

а)   пользоваться деньгами;

б)  носить гражданскую одежду.

[8]  Запираемых в свободное от учебы или работы время.

[9]  6 длительных свиданий в течение года с проживанием за пределами воспитательной колонии.

[10] По решению администрации воспитательной колонии длительные свидания могут проходить за пределами воспитательной колонии.


МНЕНИЕ
 diskuss.jpg

О дискуссии вокруг ФОНК


 РОТАЦИЯ ЧЛЕНОВ ОНК

!Справочник для осужденных и освобождающихся инвалидов!


logosinposta2.gif

Служба отправки сообщений

лицам, находящимся под стражей или отбывающим наказание


ВИДЕОРЕПОРТАЖИ

         Файл для проигрывания не найден.
Файл для проигрывания не найден.


ПОМОЩЬ ОСВОБОДИВШИМСЯ И ЗАКЛЮЧЕННЫМ 
HELP!.png  кнопка_помочь.png   

Столкнулся с нарушением 
прав граждан?
кнопка_заявки.png



ОБСУЖДАЕМ ПРОЕКТЫ ЗАКОНОВ

изображениеКонцепция уголовно-правовой политики РФ

 Доктрина уголовного права


ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Методическая помощь региональным ОНК

6896988130174577.jpg

Учебно-методические материалы  

101110_v_01.jpg110310_02.jpg Всероссийский форум Совета ОНК, 17 февраля 2011г.jpg101110_v_03.jpg





ОНКкнопка_КОДЕКС_ЭТИКИ.gif