Новости
Форум "Содружество" Пробация как новый институт: вчера, сегодня, завтра
Пробация как новый институт: вчера, сегодня, завтра
С 1 января 2024 года вступил в силу Федеральный закон от 06.02.2023г. № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации».
Закон призван урегулировать общественные отношения, возникающие в сфере организации и функционирования пробации в Российской Федерации, в том числе определяет цели, задачи и принципы пробации, правовое положение лиц, в отношении которых применяется пробация, направления деятельности и полномочия субъектов пробации в Российской Федерации.
Под новым термином «пробация» законодатель подразумевает систему мер, направленных на помощь в социальной адаптации и ресоциализации лиц, отбывающих или уже отбывших уголовное наказание.
В вышеуказанном законе пробация определяется как совокупность мер, применяемых в отношении осужденных, лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, которые оказались в трудной жизненной ситуации, в том числе ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация, защита прав и законных интересов указанных лиц.
Законодатель определяет критерием для определения категории лиц, в отношении которых применяется институт пробации, нахождение лица в трудной жизненной ситуации.
Критерии для определения наличия трудной жизненной ситуации:
- отсутствие социальных связей;
- отсутствие востребованных профессиональных навыков и трудоустройства;
- отсутствие жилья;
- отсутствие образования;
- трудности в реализации права на социальное обслуживание;
- трудности в получении медицинской, психологической и юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- трудности в обеспечении гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина.
Также в вышеуказанном законе определяется три вида пробации:
- исполнительная;
- пенитенциарная;
- постпенитенциарная.
Ресоциализация осужденных представляет собой завершающий этап процесса исполнения наказания и исправления осужденных. Именно на данный институт возлагаются задачи, направленные на повышение эффективности постадаптационного периода, выраженного в реинтеграции бывших осужденных в общество.
Необходимость ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, регламентирована международными законодательными актами.
Так, в Правилах Нельсона Манделы говорится, что процесс исправления осужденных считается эффективным только в том случае, если он обеспечивает их реинтеграцию в общество, в котором они, освободившись из заключения, соблюдают законы и способны вести самостоятельный образ жизни.
Как мы видим, основная цель ресоциализации осужденных - это возвращение их в социум полноправными гражданами с сформированными навыками и умениями, необходимыми для решения различных проблем психологического, бытового, нормативно-правового характера.
В Конвенции ООН по правам человека говорится, что одной из целей ресоциализации должно быть восстановление осуждённых в правах, присущих человеку вне мест заключения, к которым относятся право на достойное существование, образование и труд.
На вероятность того, что человек отступит (станет законопослушным гражданином), влияют несколько факторов, такие как обстоятельства, в которых находился человек до тюремного заключения, его социальное окружение и сообщество, а также события во время его заключения.
До тех пор, пока целями наказания являлись устрашение и изоляция преступника, судьба его после освобождения не интересовала ни власть, ни общество.
В XIX веке в процессе гуманизации системы наказаний постепенно формируется мнение о возможности исправления и перевоспитания преступника, возвращения его в общество (буквальный перевод латинского термина ресоциализация, также ресоциализация осуждённых подразумевает процесс адаптации и восстановления навыков вхождения в социум после освобождения от наказания;, которая представляет систему реабилитационных мероприятий по восстановлению ослабленных или утраченных социальных функций за время отбывания уголовного наказания и статуса личности.) и одновременно меняется отношение к уже вышедшим на свободу.
В России в Санкт-Петербурге в 1819 году было образовано «Попечительное о тюрьмах общество». Оно состояло из мужских и женских комитетов и занималось устройством тюремного быта и облегчением условий содержания заключенных.
Их основной задачей было обеспечение вышедших на свободу пропитанием и оплачиваемой работой.
С 1893 года в обязанности Попечительного общества были включены принятие на поруки освобожденных, предоставление им мест для проживания, помощь в трудоустройстве, а также оказание помощи находящимся на свободе семьям заключенных.
Таким образом, патронатная деятельность благотворительных тюремных комитетов стала распространяться не только на лиц, вышедших из мест заключения, но и на семьи заключенных, что повлекло создание приютов для детей арестантов, для добровольно следующих за преступниками в Сибирь жен и детей, для несовершеннолетних преступников с целью вывода их из общих мест заключения.
Становится очевидным, что само по себе лишение свободы является лишь наказанием, но не предупреждением рецидива.
Вышедший из тюрьмы преступник, предоставленный самому себе, отвергнутый обществом, часто снова встает на путь преступления. Понимание этого способствует развитию системы патроната.
Таким образом, можно говорить об изменении целей постпенитенциарного сопровождения.
Во главу угла ставилась не просто материальная помощь, но профилактика рецидивной преступности.
Главным достоинством этой деятельности является тот факт, что осознание необходимости ее осуществления в процессе ресоциализации арестантов и их семей пришло «снизу», от общества, а не диктовалось правительством государства.
Как сегодня собираются решать проблему адаптации?
Закон о пробации - не первая попытка властей создать систему ресоциализации и социальной адаптации осужденных.
Новый закон стремится систематизировать отдельные нормативные положения в этой сфере и установить единые принципы организации работы по осуществлению контроля, социальной адаптации и реабилитации соответствующих категорий лиц путем создания единой системы пробации.
Пробация применяется не ко всем таким осужденным, а только к тем, кто находится в трудной жизненной ситуации и, в связи с этим, обратился в уголовно-исполнительную инспекцию с соответствующим заявлением об оказании содействия.
Появление в России института пробации явно указывает, что ранее начатая государством работа по гуманизации уголовно-исполнительной системы продолжается: пробация станет одним из важных элементов этой деятельности.
Эффективность принятого закона будет зависеть от множества факторов. В первую очередь от того, какие корреспондирующие данному закону нормы будут внесены в уже действующее законодательство. На то, чтобы подготовить имеющуюся правовую базу к новым правоотношениям.
Объективные результаты работы нового института общество сможет увидеть лишь через несколько лет. Основным показателем эффективности должно стать снижение рецидивной преступности.
Работу необходимо правильно выстроить уже сейчас. Необходимо понимать, где слабые места. Исходя из предыдущему опыта, в регионах необходимо более эффективно наладить контакты ФСИН с органами власти и региональными НКО.
Без эффективной коммуникации власти и общества будет сложно реализовывать положения нового закона о Пробации в РФ.