Об ответственности ОНК и членов ОНК за свою общественную работу(мнение председателя ОНК Омской области о проведенной коллегии ФСИН)

Об ответственности ОНК и членов ОНК за свою общественную работу(мнение председателя ОНК Омской области о проведенной коллегии ФСИН)
29 Марта 2013

В последнее время в результате ряда негативных событий, произошедших в учреждениях ФСИН некоторых регионов страны, активно обсуждается вопрос роли и места ОНК и их членов как субъектов общественного контроля в обеспечении законности, соблюдении прав человека в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, основания и пределы их ответственности за свою общественную работу.

Прошедшая 28.03.2013 коллегия ФСИН России по вопросу «О совершенствовании взаимодействия с институтами гражданского общества» под председательством Директора ФСИН Корниенко Г.А. убедительно продемонстрировала внимание, которое оказывает ведомство деятельности правозащитных организаций и твердую приверженность к диалогу, открытости. В ходе откровенной, порой чрезмерно острой дискуссии, свидетелями которой мы явились благодаря режиму видеоконференции, прозвучал со стороны Каннабих М.В., на мой взгляд, справедливый постановочный вопрос, который она выразила в фразе – «сегодня ОНК не критикует только ленивый». Совершенно правильное мнение о том, что нам надо уточнить в какой степени взаимодействие - это сложение усилий общества и государства, а когда оно выливается в то, что народ называет «найти стрелочника».

В целом дискуссия была интересной и полезной. Неприятное впечатление осталось от манеры выступления председателя Общественного Совета при УФСИН России по г. Москва Зеленовой Е.А. Для присутствующих было не понятно то, о чем она хотела сказать. Возражение вызывает мнение, высказанное представителем одной из религиозных конфессий (иудаизм) о возможности и полезности выдвижения в состав ОНК кандидатов от религиозных организаций и политических партий. Этого делать нельзя. То же самое относится к вопросу о возможности квотирования в составе ОНК каких-либо представителей социальных групп (ветераны ВС, МВД, ФСИН и т.д.). Вместе с тем, считаем возможным ввести ограничение на членство в ОНК лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности.

Высказываем надежду на то, что Совет по правам человека при Президенте РФ будет строго следовать высказанному Федотовым М.А. мнению, что будет оказано всяческое содействие деятельности ОНК.

Участники коллегии ФСИН в режиме видеоконференции в Омской области (руководство УФСИН России по Омской области, ОНК Омксой области, Общественный совет при УФСИН России по Омской области, представители Русской Православной Церкви, духовного Управления мусульман) положительно оценивают сам факт проведения конференции и единодушны во мнении о том, что конструктивное взаимодействие ведомства и институтов гражданского общества региона следует поддерживать и развивать.

Вне всякого сомнения, такое внимание к деятельности ОНК уже говорит о том, что эти комиссии за прошедшие пять лет состоялись как институт гражданского контроля, в частности за деятельностью органов и учреждений ФСИН.

Другой такой универсальной формы общественного контроля нет. Деятельность ОНК регламентируется №76-ФЗ от 10.06.2008 года. После его принятия были внесены серьезные изменения и дополнения в ряд Кодексов, федеральных законов, создавших нормативно-правовой фундамент их работы.

Принятие Кодекса этики позволило сформулировать требования и условия деятельности комиссий и их членов морально-этического плана. Нельзя сказать, что все проходит легко и безупречно. Не все ожидания сбылись. Но то, что направление работы избрано правильно, сомнений, пожалуй, нет ни у кого. Впереди ещё много дел.

В адрес ОНК некоторых регионов страны, их членов и особенно председателей ОНК звучит критика, содержание которой побуждает желание разобраться, где действительно существует проблема качественной, ответственной работы ОНК, а где предъявляемые претензии являются необоснованными, ни в правовом, ни в моральном плане.

Действующее законодательство, регламентирующее деятельность ОНК определяет виды и основания юридической ответственности как ОНК, так и членов комиссии:

- в случае неоднократных нарушений ОНК законодательства, либо систематического осуществления ОНК деятельности, противоречащей ее целям, по представлению прокурора соответствующего субъекта Совет ОП РФ вправе принять решение о прекращении деятельности состава ОНК (ст.11 №76-ФЗ от 10.06.2008 г.);

- за ненадлежащее исполнение членом ОНК своих обязанностей, предусмотренных законом;

- за грубое нарушение членом ОНК Кодекса этики;

- при вступлении в законную силу обвинительного приговора в отношении члена ОНК, либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера (и ряда других оснований, всего 11) наступает прекращение полномочий члена ОНК (ст. 14 №76-ФЗ от 10.06.2008 г.);

- за нарушение членом ОНК требований уголовно-исполнительного законодательства, нормативных - правовых актов по вопросам исполнения наказаний, а также не исполнение законных требований администрации места принудительного содержания, наступает юридическая ответственность согласно ст. 24 №76-ФЗ от 10.06.2008 г.;

- предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа частью 2 статьи 19.32 КоАП РФ.

Ответственность ОНК и члена ОНК выражается в радикальных мерах правового характера – прекращение полномочий всего состава ОНК; прекращение полномочий отдельного члена ОНК; наложение административного наказания в виде предупреждения или штрафа.

Кодекс этики членов ОНК от 12 июля 2012 года содержит третий раздел «Ответственность», в котором в ст. 3.3 дается понятие грубого нарушения норм кодекса этики как однократное нарушение, повлекшее наступление негативных последствий, а также систематическое нарушение. В этом случае мы видим двуединство моральной ответственности и правовой санкции.

Таким образом, вопрос о возможной ответственности ОНК и члена ОНК за свою общественную работу в действующих источниках, разрешен достаточно определенно и связан с целым рядом оснований – от ненадлежащего исполнения своих обязанностей, до нарушения норм Кодекса этики. Также конкретно указано, какие общественные институты,  органы государственной власти вправе выносить решения о назначении и применении тех, или иных мер юридической ответственности – общественные объединения, выдвинувшие кандидатуры в состав ОНК; сами ОНК; Совет ОП РФ; прокуроры субъектов РФ; органы уполномоченные осуществлять административное производство и выносить решения. Вне всякого сомнения, важным является общественное мнение, которое формируется по целому ряду источников (например –  СМИ, электронные средства коммуникации и др.).

Можно ли за те или иные происшествия, к сожалению случающиеся в ИУ ФСИН, привлекать к ответственности ОНК и членов ОНК? Это что, результат ненадлежащего исполнения своих обязанностей? Думается что ненадлежащее исполнение своих обязанностей – это случаи, когда член ОНК не участвует в общественном контроле, несмотря на наличие мандата (не посещает, не инспектирует МПС); не является на заседание комиссии и никак не участвует в ее деятельности; либо использует свой мандат в каких – то личных интересах, фальсифицирует основания для проверок, провоцирует конфликтные ситуации и т.п.

Но если отнести к этому основанию наличие ЧП, массовые акции протеста осужденных, их смерть, проникновение запрещенных предметов, незаконное применение физической силы и специальных средств персоналом ИУ, не оказание медицинской помощи, плохие материально – бытовые условия и даже те или иные кадровые решения, это будет абсолютно не верным, ошибочным отождествлением компетенции и полномочий государственных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся места принудительного содержания, государственных контролирующих и надзорных органов (прокуратура, Уполномоченный по правам человека) с теми полномочиями и формами деятельности ОНК, которые установлены № 76-ФЗ от 10 июня 2008 года (ст. ст. 15, 16). Решения ОНК носят рекомендательный характер! ОНК может направлять материалы в органы, уполномоченные принимать обязывающие решения, уведомлять прокурора об итогах проверок, о планируемом посещении. Поэтому категорически нельзя согласиться с предложением о внесении в № 76-ФЗ от 10 июня 2008 года дополнения в виде того, что решения ОНК носят «как правило» рекомендательный характер. Маленькое дополнение – «как правило» может привести к большим негативным последствиям.

Если связать результаты деятельности подконтрольных ведомств, с оценкой деятельности ОНК это будет не только незаконно и не справедливо, но и крайне опасно. Это может подтолкнуть к уклонению от общественной работы в ОНК, к сокрытию реального положения дел, к снижению активности членов ОНК и особенно председателей ОНК, которые добровольно берут на себя дополнительную нагрузку. Практически можно будет говорить о потере независимости, бюрократизации ОНК, создании системы показателей по числу нарушений или резонансных ЧП. Также важно понимать, что члены ОНК и комиссия в целом, должны быть свободны, самостоятельны и принимая решения независимы. При этом исходить из внутреннего убеждения, понимания своей гражданской позиции, роли как представителя гражданского общества.

Работа ОНК и деятельность ведомства не могут оцениваться по одинаковым критериям. Общественный контроль не может заменить контроль органов государственной власти, судебный контроль, ведомственный контроль, прокурорский надзор. И только сложение усилий, эффективное взаимодействие способно дать тот результат, которого добивается общество и государство.

ОНК содействует «… реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания» (ч. 1 ст. 6 № 76-ФЗ от 10 июня 2008 года) и ни больше,  и ни меньше.

 

 

 

Председатель

Общественной наблюдательной комиссии

Омской области                                                                        Р.Р. Мингалимов

Короткая ссылка на новость: http://sovetonk.ru/~kbJJU


МНЕНИЕ
 

О дискуссии вокруг ФОНК





 РОТАЦИЯ ЧЛЕНОВ ОНК



!Справочник для осужденных и освобождающихся инвалидов!



logosinposta2.gif

Служба отправки сообщений

лицам, находящимся под стражей или отбывающим наказание




Youtube Канал "Совет ОНК" 

Youtube.png
Совет ОНК на Facebook

facebook_logos_PNG19753.png



ПОМОЩЬ ОСВОБОДИВШИМСЯ И ЗАКЛЮЧЕННЫМ 
HELP!.png  кнопка_помочь.png   

Столкнулся с нарушением 
прав граждан?
кнопка_заявки.png



ОБСУЖДАЕМ ПРОЕКТЫ ЗАКОНОВ

изображениеКонцепция уголовно-правовой политики РФ

 Доктрина уголовного права


ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




ОНКкнопка_КОДЕКС_ЭТИКИ.gif


Разместите свое объявление

101110_v_01.jpg110310_02.jpg Всероссийский форум Совета ОНК, 17 февраля 2011г.jpg101110_v_03.jpg